В этом году Второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова резко расширил свой географию.
Ильдар Абдразаков: Фестиваль всегда открывается на моей родине в Уфе, где и возник, но его география будет меняться. После Уфы мы отправляемся в Москву, Казань, Альметьевск. В Казани я дам сольный концерт из арий Верди, куда попадут и те, которые вошли в мой сольный вердиевский альбом, записанный в октябре с дирижером Янником Незе-Сегеном. В Петербург мы приедем, надеюсь, в следующем году. Вместе с баритоном Василием Ладюком мы не только выступили в гала-концерте открытия в Уфе, но и провели большой мастер-класс в Институте искусств. В гала-концерте приняли участие также великолепное сопрано и меццо-сопрано из Академии Ла Скала и два певца родом из Уфы - тенор Кирилл Белов и сопрано Диляра Идрисова. В московском концерте выступит тенор Лоуренс Браунли - потрясающий певец и прекрасный парень, веселый и живой, с которым у нас пересекается репертуар в операх Россини и Доницетти. Концертом в Уфе дирижировал мой давний друг Фабио Мастранджело, в Москве будет Клаудио Ванделли.
В чем состоит концепция вашего фестиваля?
Ильдар Абдразаков: Концепция фестиваля - открыть дорогу молодым талантам, которых для начала нужно услышать, помочь в продвижении. Мы прослушали около 500 заявок только для того, чтобы выбрать 20 лучших для участия в мастер-классах в Уфе и Москве.
В этом году фестивальная концепция пополнится еще и оперной премьерой "Аттилы" Верди в вашей постановке. Как отважились на столь серьезный шаг - попробовать себя режиссером?
Ильдар Абдразаков: Настал момент, когда я вдруг осознал, что смогу сам поставить спектакль, и выбор мой пал на "Аттилу". С этой мыслью я пришел к главе республики, познакомив с подробностями проекта. Моим партнером выступил художник-постановщик Иван Складчиков, подготовивший очень красивый макет декораций и эскизы костюмов. Нам дали добро, выделили средства. Оперный театр в Уфе, конечно, не Мариинский и не Большой театр, но волнений от этого не меньше. Работать всем очень интересно, глаза у всех горят.
Отправите нас в "Аттиле" во времена гуннов?
Ильдар Абдразаков: Варваров в диких тряпках у нас не будет - все будет цивилизованно и красиво, но с вкраплениями эстетики той эпохи. Чтобы поставить "Аттилу", нужно всего лишь очень хорошо знать музыку Верди. Когда мы с Риккардо Мути говорили об этом композиторе, маэстро напомнил, что когда Верди писал оперы, то сначала вслушивался в текст либретто, к которому искал точные музыкальные интонации, оформляя их в пронзительные мелодии. Аттила у него получился отнюдь не таким варваром, каким был в истории. Он его очень облагородил, дав лишь в начале намек на его дикость. Он выступает в опере вполне дружелюбным героем, никого пальцем не тронувшим, зато сам преданный в финале заговорщиками - Эцио, Форресто и Одабеллой, заколовшей его. Аттила не мог не вызывать сочувствия у современников Верди, который был очень политизированным композитором. В момент премьеры "Аттилы" в Венеции Италия находилась под австрийским игом. И после слов в дуэте Эцио и Аттилы "Возьми весь мир, оставь мне Италию!" спектакль пришлось остановить: итальянцы начали скандировать "Италия - наша! Верните нам Италию!" Начался маленький бунт: австрияки не знали, куда бежать из дорогих лож. В тот момент Верди думал о своем народе, ради которого и писал музыку.