Эксперимент: первые итоги
Система нужна, чтобы не допустить до прилавка фальсифицированные и контрафактные препараты. Кроме того, она позволит гражданам проверить легальность того или иного лекарства. В этом им должна помочь специальная маркировка, нанесенная на упаковку препарата.
Покупатели в аптеках смогут проверить ее по QR-коду через мобильное приложение, а предприятия - с помощью приборов и сканеров. Можно не только выяснить, легально или нелегально изготовлено лекарство, но и получить данные о перемещениях упаковки, чтобы убедиться, что лекарство не было ранее продано или выведено из обращения.
Для того чтобы это стало возможным, все медицинские организации должны быть зарегистрированы в системе и все производители лекарств должны наносить маркировку на свою продукцию. Проект внедряется в два этапа. Первый - добровольный эксперимент по маркировке лекарств. В приоритете лекарства для лечения некоторых тяжелых заболеваний.
Экспериментальный период завершится 31 декабря 2019 года. За это время все производители препаратов, дистрибьюторы, медицинские и фармацевтические организации могут добровольно подключиться к новой информационной системе, чтобы отработать ее заранее и устранить все сложности. В 2020 году добровольность заканчивается. С 1 января маркироваться должны абсолютно все лекарства, производимые и используемые в России, а все медицинские организации, которые имеют отношение к обороту лекарственных препаратов, должны "присутствовать" в системе. Если они этого не сделают, то не смогут закупить нужные препараты - их просто не отгрузят поставщики.
Первые три экспериментальных месяца в Мурманской области показали, что лишь 34 процента организаций, имеющих отношение к медицине и лекарствам, зарегистрировались в системе, сообщила Ольга Фаткуллина, руководитель территориального органа Росздравнадзора.
- Это небольшие предприятия, занимающиеся диагностикой, периодическими осмотрами, стоматологическими услугами, - отметила она. - Выяснить, почему не хотят регистрироваться, сложно: таких организаций около 700, они разбросаны по всей области. Вполне возможно, считают, что нововведение их не касается. И в какой-то мере они правы, так как оборот лекарств у них во многих случаях очень мал. И если они останутся незарегистрированными в системе после 1 января 2020 года, то это грозит лишь тем, что им придется закупать лекарства не через дистрибьюторов, а через розницу и по более высокой цене. Может быть, некоторые и раньше так делали. А те, кто занимается периодическими осмотрами, вообще не используют лекарства.
"Сырая" программа
Основные аптечные сети, от которых в целом зависит лекарственное обеспечение жителей Заполярья, в системе зарегистрированы, отмечает Ольга Фаткуллина. В них сформированы отделы, назначены руководители, ответственные за работу с системой мониторинга. То же самое делается в больницах и поликлиниках.
- Мы уже зарегистрированы в системе, - рассказал Евгений Тарбаев, главврач Мурманского областного клинического многопрофильного центра. - Безусловно, мы несем в связи с этим дополнительные расходы - на сканер, на считывающее устройство к нему. Правда, это разовые расходы, и не очень большие - до 100 тысяч рублей. Но приходится решать и определенные проблемы с логистикой движения медикаментов, по приему и отпуску на различные отделения нашего учреждения. К этому еще приходится привязывать движение препаратов по бухгалтерии, чтобы все это делалось одновременно.
Расходы в пределах 100 тысяч рублей - это только оборудование. Помимо них, потребуются деньги на специалистов, обслуживающих систему. В клиническом многопрофильном центре пришлось организовать для этого пять новых рабочих мест, заказать электронные цифровые подписи. Кроме того, программное обеспечение для работы в системе оказалось "сырым".
- Из-за этого мы до сих пор не начали работу в системе мониторинга движения препаратов, ведется только подготовительная работа, - добавил Евгений Тарбаев. - Мы направили разработчикам заявку для доработки. Предполагалось, что эта работа будет завершена в начале 2019 года, но уже наступил март, а результата пока нет. Времени осталось мало, ведь нужно до 1 января 2020 года не только получить программу, но и научиться ею пользоваться, наработать опыт.
То же мнение высказал и главврач Мончегорской центральной районной больницы Сергей Лялюшкин. По его словам, "глобальных сложностей" не возникает, но постоянно появляются различные "рабочие вопросы", в том числе с программным обеспечением. Кроме того, не исключено, что внедрение системы мониторинга скажется на стоимости лекарственных препаратов, так как их производителям придется нести дополнительные расходы. Тем не менее внедрение этой системы - важная и своевременная мера, которая действительно поможет в борьбе с фальсификатом, считает эксперт.
- Фальсификат лекарств есть, хотя нашей больнице и не доводилось с ним сталкиваться, - добавил Сергей Лялюшкин. -- Мы постоянно взаимодействуем с Росздравнадзором, который доводит до нас всю необходимую информацию о подделках. Кроме того, мы работаем с проверенными поставщиками и подрядчиками.
Подделки есть
Что касается поддельных лекарств, то в области этой проблемы сейчас практически нет, заверила Ольга Фаткуллина. По ее словам, жалобы на фальсифицированные препараты иногда появляются, но "не подтверждаются". Не случается и дефицита необходимых лекарств, если не считать случаев, когда тот или иной препарат временно исчезает из продажи в связи с перерегистрацией товарного знака.
Тем не менее, как показывает практика, фальшивые лекарства в Мурманской области все-таки появляются. В декабре 2018 года на скамье подсудимых оказался 29-летний житель Мурманска, которому инкриминировали незаконный сбыт лекарств в крупном размере. Ему предъявили обвинение в том, что он за 110 тысяч рублей продал через интернет 1800 таблеток препаратов, не зарегистрированных на территории России. Как сообщили в Мурманской областной прокуратуре, мурманчанин торговал дженериками - аналогами известных средств от мужской импотенции, которые, как показала экспертиза, также не зарегистрированы в качестве препаратов для медицинского применения в РФ. Они ввозились на территорию России в обход законодательства и поэтому признаны контрафактными.
А в 2016 году жительница Мурманска едва не купила в аптеке поддельное лекарство для химиотерапии. В клинике, где ей выписали препарат, женщину предупредили, что производится он только в Швейцарии. Однако в документах на полученный препарат значилось, что он произведен в Германии. Дорогостоящая покупка не состоялась только потому, что бдительная женщина вовремя заметила это расхождение.
Это лишь зарегистрированные случаи. Не исключено, что в реальности их больше. Ожидается, что система мониторинга полностью закроет доступ лекарственному фальсификату .
По прогнозам Минздрава РФ, при полном охвате мониторингом лекарственных препаратов система должна будет отслеживать свыше 6,5 миллиарда упаковок ежегодно и охватит до 1 тысячи производителей, до 2,5 тысячи оптовых организаций, до 350 тысяч медицинских организаций и пунктов выдачи аптек.
Виктор Дмитриев, руководитель Ассоциации российских фармацевтических производителей:
- Мы надеемся, что введение маркировки во многом облегчит жизнь не только пациентов, но и бизнеса, потому что мы сможем в режиме онлайн отслеживать движение собственных упаковок. Это позволит отслеживать ценообразование, точнее - реализацию тех методик, которые предлагаются по ценообразованию на жизненно важные лекарственные препараты. У лекарства, которое выходит со склада, будет фиксироваться цена, и ее можно будет с аптечной и дистрибьюторской наценкой посмотреть на считывающем устройстве в каждой аптеке. Это будет дополнительной гарантией того, что производители и дистрибьюторы не задерут цены.