"В этом сегменте интересная доходность, и она обещает расти. В этом дилеры видят залог развития. Тут много новаций, активно применяются ИТ-инструменты. Банки довольно охотно кредитуют этот сегмент, поэтому именно здесь таятся хорошие возможности и перспективы, - считает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. - Рынок авто с пробегом минимум в три раза выше рынка новых. Он стабилен: не так резко падает во время кризиса и не так стремительно растет в жирные годы".
На каждый новый автомобиль в нашей стране приходится примерно 3,3 подержанных. В 2018 году таковых было реализовано 5,43 миллиона штук против 1,8 миллиона "свежих". Средний срок владения "ласточкой" - 4,8 года. Емкость рынка в деньгах в принципе идентична рынку новых - 2,37 против 2,38 триллиона рублей. Но, как видим, на бэушном рынке деньги крутятся интенсивнее благодаря количеству проданных машин. По прогнозу ассоциации "Российские автомобильные дилеры", в нынешнем году на рынке авто с пробегом ожидается рост около 3 процентов, впрочем, так же, как и на рынке новых.
Отрадно, что продажи в этом сегменте постепенно выходят из тени на свет божий. Легальные - то есть через дилерские центры - продажи пока не превышают 15 процентов (730 тысяч штук в 2018-м), но с каждым годом их доля нарастает и через три года должна составить треть.
"В 2018 году компания РОЛЬФ реализовала 96,7 тысячи новых автомобилей - на 15 процентов больше результатов 2017 года. Подразделение РОЛЬФ "Автомобили с пробегом" продемонстрировало рост продаж на 34 процента и добилось результата 64,3 тысячи реализованных автомобилей, - рассказывает директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом компании РОЛЬФ Алексей Баринов, - Рынок автомобилей с пробегом для официальных дилеров - один из основных сегментов роста. Таким образом дилеры отвечают на запрос клиентов, которые хотят приобрести автомобили с пробегом с гарантией юридической чистоты и в состоянии "как новый". Удовлетворить их запрос могут только официальные дилеры, которые обладают необходимыми технологиями и компетенциями для оценки и комплексной проверки автомобиля".
Автовладельцы или перекупщики, стремящиеся продать авто с пробегом на "сером" рынке, разумеется, всячески критикуют подобный бизнес: дескать, продавец в итоге продает машину дешевле, а покупатель покупает дороже, а дилер греет на этом руки, не прилагая никаких усилий. Однако, считает эксперт РОЛЬФ, такой бизнес не был бы возможен, если бы в процессе купли-продажи авто с пробегом через официального дилера не выигрывали все стороны. Так, владелец может получить за него справедливую цену уже в день обращения, и при этом сделка полностью безопасна для него. А покупатели имеют большой выбор проверенных автомобилей с гарантией юридической чистоты.
Сейчас, рассказал Алексей Баринов, в России усилиями дилерского сообщества создана единая база автомобилей с пробегом, где фиксируются важнейшие сведения об истории обслуживания автомобиля, в том числе факты ДТП и периодические отметки о пробеге. Она позволяет упростить процедуру проверки автомобиля и сделать ее результаты более точными.
"Соотношение автомобилей с пробегом к новым будет неуклонно расти из-за отложенного спроса на автомобили. При этом покупательская способность населения снижается, - считает директор департамента автомобилей с пробегом ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов, - Кроме того, доля клиентов, доверяющих официальным дилерам в сделках с автомобилями с пробегом, растет год от года. И если бизнес по продаже автомобилей с пробегом развивается, значит, это выгодно и удобно всем участникам рынка. Продавец быстро получает адекватную сумму, которой может распорядиться при очередной покупке автомобиля, например воспользоваться услугой трейд-ин. Покупатель находится вне рисков мошенничества, приобретает автомобиль за разумные деньги. Ассортимент, экспертиза, страхование, кредит, тест-драйв, услуги сервиса - это все то, что дает выгоду дилерам и приносит удовольствие клиентам от покупки".
Растет популярность подержанных автомобилей не только в легковом сегменте, но и в коммерческом. Так, в 2018 году компания MAN реализовала 20,25 тысячи единиц техники с пробегом, из них на российском рынке - 14 тысяч. Компания создала подразделение MAN TopUsed, эксперты которого помогают клиентам выбрать и приобрести технику, полностью отвечающую их требованиям и бюджету.
"В 2017 году общий объем продаж грузовиков с пробегом в России составил 69,6 тысячи единиц, из которых подержанные MAN составили 13,7 тысячи единиц, а в 2018 году рынок увеличился до 69,9 тысячи единиц по рынку, из которых 14 тысяч - наша марка. И в 2019 году этот показатель продолжит расти", - сообщили "РГ" в компании MAN.
Все подержанные коммерческие автомобили проходят тщательную проверку экспертами MAN TopUsed и соответствуют всем необходимым критериям. На складах российского подразделения MAN TopUsed всегда в наличии достаточное количество техники. Так что клиенты могут быстро выбрать именно те автомобили, которые соответствуют их запросам. С сервисом тоже проблем не возникнет: в ключевых регионах РФ работают 56 авторизованных сервисных станций. Кроме того, специально разработан русскоязычный интернет-портал с обширной базой поиска подержанных грузовиков в наличии, позволяющей в несколько кликов подобрать подходящую модель.
Шведский автоконцерн Scania в России также активно развивает сеть центров техники с пробегом. Пока их открыто пять: в Московской области (три), Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. В нынешнем году планируется открыть еще около десяти центров техники с пробегом. Площадки техники с пробегом располагаются в непосредственной близости от официальных дилеров бренда, чтобы возможные неисправности можно было моментально ликвидировать.
"Основные преимущества покупки через центр - это однозначно надежная техника и безопасность сделки. Техника проверяется по специальному расширенному чек-листу, в котором больше 100 пунктов технического соответствия подержанной машины требованиям Scania. Это и специальный сервисный контракт "Защита", разработанный для техники с пробегом. Он включает сервисное обслуживание, защиту силовой линии. Scania - первый производитель в коммерческом сегменте, предложивший на российском рынке такую услугу, как защита силовой линии для техники с пробегом. Это и специальные условия финансирования через нашего партнера "Скания Лизинг", - сообщил директор по продажам грузовых автомобилей "Скания-Русь" Леонид Ткачик.
Первый центр авто был открыт только в ноябре 2018 года, но уже поставлено более 50 единиц техники с пробегом. При этом, уточнил эксперт, в таком сегменте бизнеса компании интересен в первую очередь именно локальный российский рынок, потому что на импортированную неновую технику очень высокие ввозные пошлины.