Даша, в вашей фильмографии уже более тридцати ролей... Когда вы поняли, что хотите стать актрисой?
Дарья Екамасова: В пять лет я увидела фильм "Гостья из будущего" и сказала маме, что хочу сниматься в кино. Но шансов стать актрисой не было.
А в чем дело?
Дарья Екамасова: Моя мама - заведующая детским садом, папа - военный. Из меня растили музыканта. У нас все в семье играли на инструментах, но только я поступила в музыкальное училище. Это был пахотный труд. Я хотела бросить музыку. Убежать от рояля. На первом курсе музучилища я случайно попала в киномассовку, и там у меня попросили фотографию для "Мосфильма". Когда режиссер Андрей Прошкин искал девочку на роль в фильме "Спартак и Калашников", ему показали мою фотографию. Я сыграла детдомовскую девочку. Мне было 16 лет.
Музыкальный вуз вы так и не окончили?
Дарья Екамасова: Я окончила ГИТИС, но поступала туда пять раз.
Кто ваш педагог?
Дарья Екамасова: Александр Шалвович Пороховщиков. Мой мастер, любимый худрук и просто добрейший человек, которому 31 января исполнилось бы 80 лет. Вечная память и благодарность.
Чему он вас учил в профессии?
Дарья Екамасова: Главное - оставаться человеком перед собой. Чтобы не стыдно было в зеркало смотреться.
Что означает ваша фамилия?
Дарья Екамасова: У меня мордовские корни. Я - мокша.
А как мокша оказалась в Беларуси?
Дарья Екамасова: Я в раннем детстве около трех лет жила в Беларуси в военном гарнизоне с родителями.
А где родились?
Дарья Екамасова: В Москве.
И до сих пор с Беларусью у меня тесные связи. Фильм "Жила-была одна баба" снимался и на Тамбовщине, и в Беларуси. И я была на съемках и там, и там.
Что было сложнее всего на этих съемках?
Дарья Екамасова: Очень непросто было освоить своеобразный диалект тамбовских крестьян. Очень тяжелой оказалась и сцена потопа. В какой-то момент я не успела набрать воздуха, ушла под воду с головой. Меня даже пришлось за веревку вытаскивать из воды.
Почему так странно назвали фильм?
Дарья Екамасова: В титрах фильма названы двенадцать русских писателей, произведения которых были использованы при написании сценария, - это Иван Бунин, Иван Шмелев, Антон Чехов, Николай Лесков... Одно из потрясающих произведений Лескова - "Житие одной бабы", где описана страшная судьба крестьянки. Оно и было вынесено в название фильма.
Потом вам стали предлагать роли исключительно крестьянок?
Дарья Екамасова: Да. Я не хотела их играть. Поэтому плюнула на все и уехала в Америку на три месяца.
Первые картины с вашим участием - исторические: "Жила-была одна баба" - о Гражданской войне, "Раскол", где вы сыграли жену протопопа Аввакума, "Ангелы революции"...
Дарья Екамасова: Любовь к истории у меня с детства. Дедушка знал ее досконально.
Вам везет в жизни?
Дарья Екамасова: Да. Я работала с такими режиссерами, как Александр Прошкин, Борис Хлебников, Андрей Смирнов, Андрей Стемпковский, Алексей Федорченко.
О какой роли мечтаете?
Дарья Екамасова: Хотела бы сыграть пианистку. И дублера брать не надо.
На американском телеканале прошел показ триллера, ставшего культовым для миллионов зрителей. Как, когда и в какой форме вы получили предложение работать в "Американцах"?
Дарья Екамасова: Был большой кастинг, пересмотрели, похоже, всех русскоговорящих артисток на Западном и Восточном побережьях. Мне повезло, в то время я снималась в Нью-Йорке в другом фильме. Отправила свое резюме кастинг-директору и спустя короткое время получила приглашение на пробы.
Читали ли вы сценарий? Как вы себя настраивали на роль?
Дарья Екамасова: Я впервые согласилась сниматься, не прочитав до конца сценарий. Это дало мне больше красок для моей героини. Больше многогранности.
Фильм "Коридор бессмертия" с вашим участием выйдет в широкий прокат 1 мая 2019 года и посвящен Дню Победы. О чем фильм?
Дарья Екамасова: О секретной железнодорожной магистрали, построенной в тяжелейших условиях за 17 дней под огнем противника сразу после прорыва блокады в январе 1943 года. Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о ее работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Сами железнодорожники из-за большого количества жертв называли этот путь "Коридором смерти".
И действие закручивается вокруг строительства секретной дороги?
Дарья Екамасова: Начинается фильм с того, что вчерашняя ленинградская школьница после лютой блокадной зимы 1941/42 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
Кто строил дорогу?
Дарья Екамасова: Дорогу строили, защищали и водили по ней поезда вчерашние школьницы. Опытных машинистов доставляли спецрейсами с фронта. Один состав провозил грузов как 1000 полуторок по Ладожской дороге жизни. В сутки в Ленинград проходило до 35 поездов, что позволило накопить силы и разбить врага у стен города. Работать в "коридоре смерти" было так же опасно, как воевать на фронте.
Прототипами многих героев фильма являются реальные участники событий?
Дарья Екамасова: Консультантом фильма был Даниил Гранин, писатель, фронтовик. Он даже посетил съемочную площадку.
Где снимали?
Дарья Екамасова: Съемки проходили в Санкт-Петербурге, на озере Ильмень в Новгородской области, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Кто ваши партнеры по фильму?
Дарья Екамасова: Анастасия Цибизова, Артем Алексеев, Светлана Смирнова, Игорь Ясулович, Александр Яценко...
Как открыли Дорогу победы?
Дарья Екамасова: Режиссер Федор Попов прочитал статью соавтора сценария Дмитрия Каралиса и обнаружил невероятные факты. Оказывается, в январе 1943 года построили альтернативную Дорогу жизни. 33 километра! Рельсы прокладывали пять тысяч человек, преимущественно девчонки. Их ровесницы служили "живыми светофорами". На морозе. Секретными сигналами указывали дорогу. А в жезлах передавали записки: "На перегоне стреляют", "там разбомбили", "тут затопило".
Все это под постоянными бомбежками?
Дарья Екамасова: В сутки случалось до трех прямых попаданий. Паровозы шли с крошечным интервалом. Везли десятки вагонов. И если подбивали впереди идущий и дорога останавливалась хотя бы на час, это было ЧП. Ведь через пять - десять минут шел следующий состав. К апрелю 1943 года проходило уже 35 поездов в сутки. Каждый по сорок вагонов.
Сценарист, говорят, из семьи блокадников?
Дарья Екамасова: Да, отец Дмитрия Каралиса был машинистом одного из поездов Дороги победы. Его даже не признали ветераном войны, так как воевал без оружия. Он был как живая мишень: ехал вперед и даже маневрировать не мог. Причем скорость была маленькой - пять километров в час.
Что изменилось в вашей жизни за последнее время?
Дарья Екамасова: Теперь, когда я стала мамой, по-другому стала смотреть на мужчин. Стала представлять, что когда-то они были маленькими, лежали, удивленно смотрели на окружающих. А потом они же спасали нашу страну, делали невероятные открытия в науке, дарят нам счастье материнства. Иногда, конечно, разбивают нам сердца, но этим только делают нас сильнее.
А что изменилось с появлением дочки?
Дарья Екамасова: Я нашла смысл жизни.