Обвинения были абсурдными
И хотя содержание "папки Мюллера" остается тайной за семью печатями, комментаторы сходятся в одном: в докладе спецкомиссии нет ничего такого, что свидетельствовало в пользу продвигаемой частью американской элиты "идеи фикс" о том, что Россия якобы повлияла на предвыборную кампанию Дональда Трампа и на исход выборов. А это значит, что бездоказательность этих абсурдных обвинений теперь, похоже, оформлена документально.
Мюллер, несмотря на колоссальное давление как со стороны демократической партии и ее представителей на Капитолии, и самого Трампа, обвинившего спецпрокурора едва ли не во всех смертных грехах, не прогнулся. Спокойно завершил расследование и передал секретную папку в руки генерального прокурора (министра юстиции) США Уильяма Барра. Теперь мяч находится на стороне последнего. Судя по тому, какой шквал просьб и требований раскрыть содержание доклада обрушился на Барра, едва стало известно о передаче ему Мюллером документа, главе американского минюста не позавидуешь. Впрочем, по статусу сам Барр будет решать, какую часть доклада нужно придать гласности. И никто в этом плане не сможет ему помешать. Любые обвинения в том, что он защищает интересы той или иной стороны конфликта, могут стоить генпрокурору его кресла.
Достаточно привести пример его первого заместителя Рода Розенстайна. Собственно, именно он 17 мая 2017 года через голову своего шефа, тогда это был Джефф Сешнс, единолично распорядился создать спецкомиссию по расследованию обстоятельств якобы имевшего место российского вмешательства в выборы 2016 года. После того, как стало известно о подготовке доклада Мюллера, многие СМИ наперебой написали о том, что с его содержанием ознакомится Розенстайн. И, дескать, даст ему ход. Но они забыли упомянуть о том, что первый замгенпрокурора - сегодня "хромая утка". Розенстайн, которого уличили в симпатиях к демократам и Хиллари Клинтон, вот-вот покинет ряды генпрокуратуры США. Более того, ему Трампом, не прощающим утечек, измен и прочего, уже подобрана замена. "Могильщика" Трампа-политика из него не вышло. А вот собирался ли стать им Роберт Мюллер?
Мюллер - имя нарицательное
В Америке его имя стало таким же нарицательным, как и инициалы его однофамильца, персонажа культового советского произведения "Семнадцать мгновений весны". Роберт Мюллер, "спецкомиссия Мюллера", "Мюллер и Трамп" - поисковые системы выдадут более миллиона ссылок по этим запросам. И все, казалось, будет говорить о том, что Роберт Мюллер априори должен был вынести "беспощадный приговор" для Трампа, тем самым поставив крест на карьере, и, чем черт не шутит, свободе президента.
Но в пылу эмоций коллег по цеху в тени остались личность и биография одного из наиболее популярных представителей власти в современной Америке. А они говорят о том, что убежденный сторонник законности и борьбы с преступностью Роберт Мюллер за годы жизни и карьеры никогда не изменял своим принципам. Более того, он, что также мало кто знает, был ключевой фигурой в расследовании самых резонансных преступлениях современности. Но об этом чуть позже.
Reuters приводит любопытный факт из жизни нашего героя. 29 мая 2017 года. Проходит всего 12 дней после получения им мандата на расследование деятельности Трампа. 74-летний Роберт Мюллер выступает с речью перед выпускным классом своей внучки в академии Табор в Марионе, штат Массачусетс. На публике, заметим, он вообще выступает крайне редко. А здесь разразился эмоциональной речью, в которой подчеркнул важность принципов честности и добросовестности в человеческой жизни и судьбе. "Вы можете быть умным, агрессивным, выразительным, действительно убедительным, но, если вы не будете честны, ваша репутация пострадает. И однажды потерянная, хорошая репутация никогда не будет восстановлена", - сказал Мюллер под шквал аплодисментов присутствующих. Этот отрывок, пожалуй, лучше всего отражает умонастроение и жизненные принципы спецпрокурора.
Мюллер воевал во Вьетнаме, а затем поступательно продвигался по служебной лестнице. Во многом из-за того, что никогда не ставил на кон свою репутацию. После окончания Принстонского университета Мюллер служил в Корпусе морской пехоты во время войны во Вьетнаме, возглавляя взвод, заслужив благодарности и награды, включая Бронзовую звезду. Он стал федеральным прокурором в 1976 году и оставался на государственной службе до ухода на пенсию в ФБР, за исключением нескольких коротких стажировок в юридических фирмах.
Мюллер был известен некоторым как "Бобби Три Палки" из-за его полного имени - Роберт Мюллер III. Как отмечает агентство, это фамильярное прозвище противоречит его прагматичному и трезвому подходу по отношению к необходимости соблюдения законов. Он стал помощником генерального прокурора США в 1991 году и играл ключевую роль в громких федеральных судебных преследованиях, в частности, в 1992 году по делу бывшего диктатора Панамы Мануэля Антонио Норьеги и босса нью-йоркской мафии Джона Готти, а также в расследовании взрыва самолета Pan Am Flight в 1988 году в небе над шотландским Локерби.
Однако делом его жизни стало преобразование главного правоохранительного органа США - Федерального бюро расследований (ФБР), во главе которого он встал за неделю до терактов 11 сентября 2001 года. Позже независимая правительственная комиссия определила, что ФБР и ЦРУ не смогли предоставить информацию, которая могла бы помочь предотвратить теракты. Кстати, во многом из-за многолетнего соперничества и даже ревности друг к другу.
После этого Мюллер преобразовал ФБР в агентство, занимающееся защитой национальной безопасности. Он поставил во главу угла принцип правоприменения, распорядился вкладывать больше ресурсов в контртеррористические расследования и улучшил сотрудничество с другими подразделениями разведывательного сообщества США. Кстати, дольше Мюллера, занимавшего свой пост 13 лет, во главе ФБР находился "отец-основатель" Бюро - Эдгар Гувер.
У никого не возникло вопросов, когда 17 мая 2017 года стало известно о назначении ветерана на пост главы спецкомиссии. На своем посту Мюллер молча выслушивал нападки и отвечал все новыми и новыми возбужденными делами. По данным Bloomberg, Мюллер выдвинул около 200 уголовных обвинений против 34 человек (большинство из которых - россияне, которых подозревают в хакерской деятельности) и трех российских компаний. В этой группе шестеро человек были советниками Трампа (Майкл Коэн, Майкл Флинн, Рик Гейтс, Пол Манафорт, Джордж Пападопулос и Роджер Стоун), теми, кто работал с ним еще до того, как он занял пост главы Белого дома. Почти всем фигурантам, включая бывшего политтехнолога Пола Манафорта или экс-адвоката Трампа Майкла Коэна, в итоге были предъявлены обвинения в основном по "финансово-экономическим", включая мошенничество и отмывание денег, статьям, и вынесены конкретные приговоры.
Доказательств наличия российского следа комиссия Мюллера не нашла. И оснований для недоверия такому следователю-профи, как Мюллер, у Америки быть не должно.
Мюллер передал свою папку "по инстанции". Трамп умывает руки и хранит нехарактерное для него молчание. Демократы негодуют, требуя продолжения "разоблачительного банкета". А Америка, похоже, получила нового героя. Как в голливудских фильмах. Как и положено. Молчаливого, неподкупного и, главное, не поступающегося своей репутацией.