"Это будет комплексный законопроект. Он затронет все этапы закупочных процедур, начиная с планирования, заканчивая заключением и выполнением условий контракта", - пояснила Демидова.
В планах Минфина упростить планирование госзакупок. Сейчас заказчики обязаны составлять общий план и план-график закупок. Первый готовится в расчете на три года вперед - в нем содержится общая информация о предполагаемых закупках товаров и услуг. Второй - более конкретный - на год. В Минфине считают - и с ним солидарны сами заказчики, что это излишество.
"Основная задача - объединить два документа, сделать процесс планирования закупок более гибким, предоставив больший простор для маневра заказчикам", - пояснила Татьяна Демидова.
По ее словам, необходимо также сокращать сроки планирования. Заблаговременные (на год вперед) расчеты потребностей в товарах и услугах оказываются не всегда корректны.
"Заказчикам приходится менять планы, условия контрактов - схема получается абсолютно нерабочая", - констатировала Демидова.
Минфин предлагает исключить неактуальные способы закупок (останутся только аукцион, конкурс и запрос котировок) и максимально сократить сроки их проведения. Разрабатываемый законопроект также направлен на решение проблемы цикличности закупок.
"Сейчас у заказчиков есть обязанность проводить закупочную процедуру до тех пор, пока на нее не придет хотя бы один участник. По словам Татьяны Демидовой, эта модель неэффективна.
"Она приводит к искажению статистики по количеству несостоявшихся процедур и в целом не несет никакого экономического наполнения", - отметила руководитель департамента Минфина. - Наше предложение - предусмотреть возможность заключения контракта заказчиком с любым участником закупки, соответствующим требованиям документации, по согласованию с контрольным органом".
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая также готовит предложения по оптимизации системы госзаказа, считают правильным увеличить начальную (максимальную) цену "короткого аукциона" с 3 миллионов до 50 миллионов рублей, что позволит осуществлять закупки в более короткие сроки.
В ФАС также предлагают развивать электронные агрегаторы закупок, где заказчики могут приобретать нужные им товары в течение одного дня.
"Цифровые площадки - будущее системы госзаказа, - подчеркнул Евраев. - Мы предлагаем поднять планку для закупок на агрегаторах со 100 тысяч до 500 тысяч рублей по торговым наименованиям. В дальнейшем у заказчиков должна появиться возможность делать закупки стоимостью до 20 миллионов рублей по группе товаров из единого каталога товаров, работ и услуг Минфина".
Еще одна инициатива ФАС касается введения предквалификационного отбора участников всех видов закупок на средних и крупных торгах. В этом случае доступ к участию в закупках получат только те компании, которые уже имеют опыт выполнения аналогичных контрактов меньшего объема.
"Такой отбор позволит повысить качество закупок", - уверен Евраев.
Кроме того, антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет автоматически присваиваться участникам закупок в единой информационной системе (ЕИС) в зависимости от качества, количества и цены исполненных контрактов.
"Такой рейтинг может может стать инструментом экономической мотивации. Компании, имеющие высокий балл, на наш взгляд, должны иметь возможность предоставлять пониженное финансовое обеспечение на подаваемые заявки и исполняемые контракты", - уточнил замруководителя ФАС.
Серьезной проблемой действующей системы закупок в антимонопольной службе считают отсутствие у предпринимателей возможности защищать свои права при исполнении контракта. Речь идет о распространенных ситуациях, когда заказчик разрывает контракт в одностороннем порядке. В 2018 году из 8 тысяч случаев одностороннего расторжения 43 процента контрактов было прекращено безосновательно. Эта одна из основных причин низкого количества заявок на торгах, считают в ФАС.
"При одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика поставщик, даже если он добросовестно исполнял свои обязательства и не был включён в реестр недобросовестных поставщиков, теряет и контракт, и до 30 процентов обеспечения по нему, - пояснил Евраев. - Все, что ему остается, это идти в суд, а там разбирательство может длиться годами".
В ФАС предлагают предусмотреть право исполнителя контракта обжаловать решение заказчика. Разбирательство по таким делам должно проходить по аналогии с рассмотрением жалоб, в срок до 5 рабочих дней, считают в ФАС.
В числе инициатив антимонопольной службы - введение платы за необоснованные жалобы участников госзакупок друг на друга.
"У нас 56 процентов жалоб признаются необоснованными, - констатировал Михаил Евраев. - Предлагаем предусмотреть систему, по которой после рассмотрения жалобы и признания ее необоснованнной, у подавшей ее компании появлялась бы обязанность уплатить определенную пошлину".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"