В этом году на фестивале предстоит дебют Транссибирского молодежного фестивального оркестра. Как возник этот проект?
Вадим Репин: Кто-то из артистов пошутил, что фестиваль становится фестивалем, когда у него есть свой фестивальный оркестр. И я подумал, почему бы не создать оркестр, который мог бы принести пользу всем молодым музыкантам? Основа оркестра - Новосибирская консерватория, где прошла моя музыкальная юность. Для меня это святые стены. Надеюсь, что консерваторию скоро отремонтируют, потому что половина здания сейчас в таком состоянии, что ходить страшно. Зато творческая жизнь здесь развивается бурно, и, надеюсь, наше сотрудничество будет благоприятствовать этому. У фестиваля и консерватории был период некоторого отчуждения, но сейчас идет сближение: мы уже делаем совместные проекты. В этом году мы хотим вывезти ребят с концертами, чтобы они выступили во Франции вместе с коллегами из Парижской консерватории. Мы также приглашаем молодых ребят из Екатеринбургского юношеского оркестра, чтобы все поиграли вместе. Постепенно создастся "костяк" оркестра, на основе которого можно будет развиваться. Мы планируем приглашать гостей, интересных личностей из хороших оркестров всего мира для работы с группами оркестрантов. Например, я только что встречался с моим старым другом из Новосибирска Антоном Бараховским, который занимается с группой скрипачей Молодежного оркестра в Филармонии-2 в Москве. У него огромный опыт: будучи концертмейстером Симфонического оркестра Баварского радио, он переиграл весь основной репертуар с лучшими дирижерами планеты. И сейчас он каждый день дает мастер-классы группе молодых исполнителей юношеского оркестра - это феноменально.
Фестиваль каждый год расширяет свои маршруты по России: меняется ли, на ваш взгляд, культурный облик регионов, в которых вы выступаете?
Вадим Репин: Всюду потрясающая энергетика у публики, а в городах происходят изменения в музыкальной жизни. Не без влияния нашего фестиваля в Бердске, например, был построен концертный зал, и выступать там теперь намного приятнее. Некоторые города купили специально для наших концертов рояли. Главное, конечно, это появление нового концертного зала имени Каца в Новосибирске. Но чтобы увидеть реальные изменения в культуре регионов, нужно хотя бы лет двадцать. Я только могу сказать: мы едем с открытым сердцем, и нас прекрасно принимают.
Вы учились в Новосибирске и стали музыкантом с мировым именем. Известно, что советская система музыкального образования была признана во всем мире лучшей. Как видится вам современная ситуация?
Вадим Репин: Советская система воспитывала столько музыкантов, потому что было, из кого выбирать. Кроме того, профессия музыканта была престижной. В те времена играть в оркестре Большого театра означало примерно то же, что сегодня состоять в совете Газпрома. Музыканты не вылезали из заграничных поездок, видели весь мир, привозили с собой видеомагнитофоны и на них могли купить квартиры! Это была другая жизнь. Имена Рихтера, Ойстраха были знаковыми, и их отношение к искусству было частью традиции русской музыкальной культуры. А сейчас так в Китае! Там двадцать пять миллионов пианистов, и хотя известны из них единицы (Юджа Ванг, например), общий профессиональный уровень очень высок. Такая же ситуация и у скрипачей: в Китае их шестнадцать миллионов. Но в России сейчас музыкальная профессия не так популярна. Хорошие российские музыканты разбросаны по всей планете (много талантливых музыкантов живут и учатся в Германии, в Англии, Америке и пока еще в России). Когда пройдет еще двадцать транссибирских фестивалей, музыкальное искусство вновь станет популярным делом и, надеюсь, у нас тоже будут миллионы, которые будут профессионально интересоваться музыкой.
В условиях сегодняшнего жесткого бюрократического гнета в музыкальных образовательных учреждениях России могут ли появиться такие педагоги, как Захар Брон в свое время?
Вадим Репин: В какой-то момент в Новосибирске появилось сразу несколько выдающихся личностей: Захар Брон, Матвей Либерман, Арнольд Кац - целых два поколения в одном городе. И какой результат: в Новосибирске феноменальный оркестр, потрясающая публика, люди, которые ценят и любят музыкальное искусство. Будем ждать, будем растить: да, возможно, кто-то захочет уехать, но кто-то и останется. Арнольд Кац, например, по своему таланту мог бы работать и с Госоркестром, и с Бостонским оркестром, но человек сделал свой выбор и остался в Новосибирске.
Какие мировые премьеры вы приготовили для публики в этом году?
Вадим Репин: Во-первых, мы уже проводим новосибирский конкурс композиторов в рамках проекта "Сделано в Сибири". В этом году его выиграл Борис Лисицын, и Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит его произведение "Музыка моря". Прозвучит премьера Концерта для скрипки с оркестром Александра Раскатова, который посвящен мне, и это очень интересная музыка. Состоится мировая премьера произведения Энйотта Шнайдера "Дон Жуан и Лепорелло", написанного специально по заказу нашего фестиваля. Шнайдер уже был в Новосибирске, познакомился с нашими народниками и был ошеломлен их исполнительским мастерством. Вдохновленный, он написал концерт для контрабаса и контрабас-балалайки с оркестром, премьера которого состоится в Красноярске.
Справка "РГ"
VI Транссибирский Арт-Фестиваль состоится в Новосибирске, Красноярске, Томске, Тюмени, Тобольске, Самаре, Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Новосибирской области и Красноярского края. Зарубежная часть маршрута охватит Японию, Южную Корею, Германию, Австрию, Францию и США. Среди звездных солистов Фестиваля - Вадим Репин, Константин Лифшиц, Денис Кожухин, Александр Князев, Андрей Коробейников, Сергей Догадин и др.
Помимо Новосибирска VI Транссибирский Арт-Фестиваль пройдет в Красноярске, Томске, Тюмени, Тобольске, Самаре, Москве и Санкт-Петербурге. За рубежом фестиваль охватит Японию, Южную Корею, Германию, Австрию, Францию и США.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"