За постановку взялись два актера - Владимир Богданов и Родион Приходько. Это их дебют в режиссуре на сцене родного театра. Заслуженный артист России Богданов к тому же сыграл главную роль - главу семьи Николая Николаевича Родрыгина. Впрочем, тут все роли главные, пятеро актеров постоянно находятся на сцене.
- Рождалось все в муках. Неделю до премьеры я просто жил в театре, в гримерке спал, ел, не был на воздухе, не видел жену, - рассказал "РГ" Владимир Богданов. - Ставить комедию, скажу вам, тяжелое и неблагодарное дело. Таких амбиций у меня не было. Был всего лишь один опыт: мы вместе с Женей Ганелиным ставили в Финляндии спектакль - моно - шведскому актеру. Режиссерские задатки у меня, видимо, есть - я всегда спорю с режиссерами по поводу роли, а еще раньше был у меня свой театр "Хамелеон".
Тут в пылу споров я выкрикнул: "Да я сам поставлю!". Слово вылетело, отступать было некуда. Но играть одну из главных ролей и еще самому ставить спектакль… Поэтому я позвал Родиона Приходько помогать мне, чтобы он смотрел со стороны. Мы доверяем друг другу и даже думаем иногда одинаково.
Все было неожиданно и скоропостижно. Лимит времени. Нам есть что еще доделывать. И пока я не "купаюсь" в роли. Спектакль доведем до ума, уже появились предложения от Альтова, у которого прекрасное чувство юмора, понимание того, что нужно зрителю. Давно такого не припомню, чтобы автор сидел в зале. Когда я работал в театре имени Ленинского Комсомола, где главным режиссером был Геннадий Опорков, драматург Александр Володин сидел на репетициях своей пьесы "С любимыми не расставайтесь", с ним советовались, и это было правильно.
- Мы с Володей Богдановым - режиссеры актерского толка. Режиссер, профессионально занимающийся своим делом всю жизнь, должен понимать режиссуру времени, знать веяния, течения, быть в курсе того, что происходит в театрах города, страны, мира, - говорит Родион Приходько. - Но иногда, как мне кажется, непрофессиональная актерская режиссура лучше заумной профессиональной и вроде бы отвечающей современным веяниям. Тем более, если это сделано с уклоном в фарс, анекдот. Актерам история "Скелета в шкафу" даже ближе, чем режиссерам. Это ироническая комедия. Мы старались сделать всё интеллигентно, без пошлостей. Там сталкиваются характеры. Зарисовка нашей действительности, сатирический взгляд Семена Альтова. Зрители самого разного возраста улыбаются, смеются. Я в этом спектакле не играю, сижу в зале, завидую коллегам (роли там замечательные) и делаю пометки.
"Скелет в шкафу" - забавный анекдот о типичной российской семье, где женщина - кормилец и добытчик, а мужчины, подобно героям русских сказок, "строят волшебные замки", живут в режиме ожидания и мечтают о почете и богатстве. А жизнь проходит, шуршат скелеты в шкафу, и только юмор спасает от отчаяния.
Шутки, ирония , блестящие оздоровительные афоризмы Альтова - о жизни, судьбе, счастье… В зале смех, аплодисменты.
- Как говорил один мой старый знакомый: "Денег нет, но вы держитесь".
- Жизнь - это чудо, а жизнь в нашей стране - необыкновенное чудо!
Молодому актеру Александру Ганелину досталась роль Скелета, которого все называют Эдиком. У него совсем нет слов, и мы увидим лицо актера только на поклонах, когда он снимет маску. Зато он катается по сцене на роликах, танцует, совершает разные кульбиты, стоит в шкафу, лежит в закрытом чемодане, его поднимают вверх на канате… Демонстрирует акробатические элементы и приемы пантомимы. Роль на движениях, жестах и пластике.
- Мне сказали: "Саша, надо сыграть скелета", - рассказал актер. - Надо так надо. И получилась бенефисная роль. Все свои таланты постарался сюда вложить. Приятно, что мои предложения - с роликами, лыжами - коллеги поддерживали.
В роли главы семьи Родрыгина занят также заслуженный артист России Евгений Ганелин, папа артиста Александра Ганелина.
Наверное, к вам нередко обращались театры, режиссеры с просьбой написать комедию?
Семен Альтов: Обращались. Когда-то Ширвиндт пытался заставить меня это сделать.
В 1980-е Аркадий Райкин играл спектакль "Мир дому твоему" на мой текст, но там все-таки были миниатюры, а здесь - попытка протянуть целую историю.
Для себя я назвал эту пьесу фарсом. Писал ее года три. Показывал умным людям, переделывал, были разные варианты. Сомневался, насколько это мое дело, потому что, будучи профессионалом в одном, очень трудно сделать шаг в сторону. Нормальный человек вряд ли решился бы на это. Это был мой идиотизм. Но, как я говорю: когда занимаешься не своим делом - это молодит. Своих на премьеру пока не звал - рано. Все еще должно войти в зубчики, колесики. Я и сейчас хочу что-то поправить в тексте. Но принимают хорошо!
Рад, что за постановку взялся Владимир Богданов. В конце 90-х мы делали вместе комедийный сериал "Недотепы" для НТВ. У Володи точно мое чувство юмора, мы совпали.