Александр Чайка перебрался в Болхов десять лет назад из Москвы, где с 1996 года изучал колокольный звон. За годы жизни в провинции Александр создал не меньше дюжины новых колокольных систем: в Орле, Болхове, Белеве.
На взгляд человека, равно далекого как от техно-рейва, так и от симфонической колокольной музыки, сотворчество Чайки и Горбачева представляется странным. Почему современного популярного диджея привлекло такое древнее и далекое от масскульта искусство?
- Я много путешествую и всегда исследую музыкальные ритмы и образы той страны, куда приезжаю. В России единственное место, где старая исконно русская музыка доступна каждому, - это храмы. В хороших условиях церковный хор и колокольный звон звучат мощно и гармонично, энергия доходит до глубин души слушателя, - поясняет Филипп Горбачев.
Третий колокольный марафон начался в Болхове. Импровизации звонов были опробованы на четырех колокольнях, оснащенных современными воронежскими колоколами. Здесь же у интересующихся колокольной музыкой гостей была возможность услышать и древние голоса чудом сохранившихся колоколов. Один из них - творение легендарного мастера колокольных дел, поставщика колоколов императорскому двору Николая Оловянишникова, находится в наземной звоннице храма Рождества Христова.
Продолжился марафон в городе Белеве Тульской области.
Здесь, на высоком берегу Оки, недалеко друг от друга стоит Спасо-Преображенский мужской монастырь и Крестовоздвиженский женский - у каждого есть своя колокольня.
Между монастырями на земле располагается небольшая учебная звонница, которую использует местное общество звонарей для занятий. В Белеве предпочитают уральские колокола.
- В Белеве нам удалось сыграть и записать удивительный звон, потому что колокольни монастырей гармонично резонируют, создается тембральная полифония, сияние. К тому же к нам присоединился настоятель мужского монастыря архимандрит Арсений, сам прекрасный звонарь - он занял место у колоколов наземной звонницы. Звук получился исключительный, - делится впечатлениями Александр Чайка.
В Орле интенсив и звукозапись велись на колокольне Свято-Успенского мужского монастыря, где висит трехтонный колокол и еще шесть донецких колоколов. Эту колокольню Александр Чайка выделяет в особый статус. Она очень мелодична за счет мягких и устойчивых тонов, поэтому звук доставляет редкое удовольствие. Затем марафон продолжился на звоннице Смоленского собора, оснащенной ярославскими колоколами из Тутаева.
В течение недели было снято и записано столько материала, что, по словам Филиппа Горбачева, может получиться не один, а два фильма.
Филипп Горбачев, музыкант, диджей, продюсер:
- Мне, как русскому человеку, обидно, что для современного композитора, а еще в большей мере для слушателя исконно русская музыка не представляет интереса. Но, на мой взгляд, у колокольного звона - с его четкими ритмическими рисунками, красотой звучания и глубиной воздействия на сознание - большой потенциал соединения с современными ритмами. Это даст новой музыке, с одной стороны, актуальность, а с другой, необходимую глубину.