16.04.2019 20:53
Общество

Киберспортсменам не удалось переиграть искусственный интеллект

Киберспортсменам не удалось переиграть искусственный интеллект
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №85 (7843)
Сегодня искусственный интеллект работает в банках, ставит диагнозы в больницах, распознает лица, выявляет террористов. А на "закуску" - обыгрывает в пух и прах чемпионов мира по шахматам, го и даже покеру… Вот и сильнейшие в мире киберспортсмены тоже не устояли: на днях машина разгромила пятерых ветеранов Dota2.
Читать на сайте RG.RU
Киберспортсменам не удалось переиграть искусственный интеллект

Это вам не игрушки

Что такое Dota2? Это одна из самых популярных компьютерных игр. Каждый день в ней "зависает" одновременно несколько сотен тысяч пользователей. Что все они делают в виртуальности? Бьются друг с другом в командах по пять человек, стараясь уничтожить главное здание на базе противника. Одна команда играет за светлую сторону, другая - за темную. На выбор - больше ста уникальных героев на любой вкус: орки, гоблины, эльфы… Детские забавы? Не совсем: зарплата профессионального игрока в Dota2 может достигать десятков тысяч долларов в месяц. А на ежегодном чемпионате мира - The International - команда может выиграть более 10 миллионов долларов. Подобные события собирают стадионы фанатов. Такие виртуальные матчи транслируют ведущие каналы, их смотрят десятки миллионов зрителей по всему миру. А победители - те же школьники или ребята чуть постарше - становятся кумирами для поколения.

С машиной в "Доту" не садись

На днях одна из таких "звездных" команд - действующие чемпионы мира OG - сразилась с не менее "звездным" искусственным интеллектом - OpenAI. Его основатель - изобретатель и миллиардер Илон Маск. Вся "фишка" умной системы - в методе глубокого обучения: машина может следить, как играют люди, и запоминать используемые стратегии. А затем "оттачивать" их бесконечно: бот может играть сам с собой около 60 партий Dota2 в минуту. Для сравнения: у человека одна партия занимает в среднем 40 минут. Но "фишка" еще и в другом.

В Европе разработали "моральный кодекс" для роботов

Когда 20 лет назад знаменитый компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова, то успех зависел от способности просчитать на максимальное количество ходов вперед. В Dota2 такой номер не пройдет. Соперники не знают всего, что делают оппоненты. Важную роль играет предсказание действий противника. Это дает человеку шанс.

- Прошедший матч между OpenAI и командой OG говорит не так много о возможностях искусственного интеллекта. Да, он вышел из встречи победителем, но не все так однозначно, - считает профессиональный киберспортсмен Алексей Васильев (Winstrike Team). - Во-первых, в матче можно было использовать только 17 героев. Еще сотня осталась за бортом. А в Dota2 выбор героев чрезвычайно важен: весомое преимущество можно захватить уже на этом этапе. Во-вторых, обучаться может не только искусственный интеллект, но и человек. Боты изучили миллионы человеческих игр, а вот мы пока видели очень мало карт с участием машины. Увидев больше, мы сможем сделать выводы и понять, как "умную" систему можно удивить и обхитрить. Многие нюансы в игре действительно требуют просчета, мгновенной реакции - и здесь человек конкурировать с ИИ не может. Но никто не отменял креативную составляющую, нестандартные решения, к которым машина окажется не готова.

А как у нас

По оценкам, аудитория российского киберспорта (то есть те, кто любит играть сам и наблюдает за профессиональными матчами) достигает более 12 миллионов человек. При этом профессиональными спортсменами из них становятся единицы. Самые популярные игры - Dota 2, Counter-Strike:GO, PUBG. Заработки киберспортсменов сильно разнятся. И если профессионал имеет сотни тысяч рублей в месяц, колесит по всему миру, то любители на городских или студенческих соревнованиях получают раз в десять меньше. Но это, впрочем, недурная прибавка к стипендии.

Киберспорт включен в культурную программу II Европейских игр

Почему киберспорт сегодня так "выстрелил"? Эксперты отмечают: если раньше мальчишки играли во дворе в футбол, то теперь они играют в видеоигры. Компьютер пусть не самый мощный, но есть практически в каждой семье. Мощности здесь и не нужны - разработчики ориентируются на самую широкую аудиторию. Итог?

- За популярностью приходят рекламодатели, а с ними большие деньги. Такова формула успеха. К тому же разработчики игр тоже соревнуются друг с другом, пытаясь создать успешный продукт. И киберспорт становится инструментом продвижения игры. Отсюда миллионные вливания в призовые как способ привлечь внимание к своему проекту, - считает аналитик Winstrike Team Мария Гунина.

Многие крупные российские компании подписывают контракты с профессиональными игроками и платят им зарплату. Плюс - проводят собственные масштабные турниры, запускают медиаплатформы, плотно работают с молодежной аудиторией. Среди них, к примеру, большинство сотовых операторов. Есть и банки, и "айтишные" компании.

Родителю на заметку

Последние исследования показывают: компьютерные игры не вызывают агрессию сами по себе. Но - внимание - могут вызвать зависимость. И это факт. Так как понять: где безопасное увлечение, а где - нездоровое поведение? Где - зависимость, а где - способ добиться успеха? Стоит ли запрещать ребенку участвовать в киберспортивных турнирах? Грань очень тонкая. Но все-таки можно попытаться ее определить.

- Главный показатель - не конкретное число потраченных в игре минут, а то, какую значимость они приобретают для человека. Может ли он критически посмотреть на то, что делает? Если виртуальная жизнь становится важнее учебы или работы, важнее семьи... - рассказал ранее заместитель директора МНПЦ наркологии Департамента здравоохранения Москвы, доктор медицинских наук Олег Бузик. - Поэтому есть универсальный признак зависимого поведения, на который мы ориентируемся. Он звучит так: "несмотря на". Подросток играет целыми днями в приставку, несмотря на двойки в школе? Проводит все выходные на диване с гаджетом, несмотря на хорошую погоду? Часами сидит в соцсетях, несмотря на то, что родителям нужна помощь? Это признаки серьезных проблем.

Наука