"Почему никто из стран НАТО, осуществивших агрессию без одобрения Совета безопасности ООН, не ответил за совершенные преступления? Почему и кому было необходимо, чтобы 16 невинных людей в этом здании лишились жизней?", - задал вопрос Мирослав Медич, брат погибшего дизайнера программ Синиши Медича.
Сербский журналист Игорь Гойкович работал тогда в качестве заместителя руководителя иновещания РТС. Он вспоминает, что в ту ночь на своем рабочем месте находилась и журналистка Ангелина Вучич, мать нынешнего президента Сербии Александара Вучича.
"По счастливой случайности она выжила: взрывом ее лишь отбросило на 10 метров, - пишет он в своей статье "Югославия под ударом: заткнуть рот югославским СМИ", опубликованной в журнале Международная жизнь. - В ту ночь нам, тем, кто работали в телецентре, никто из руководителей заранее не посоветовал или приказал покинуть здание. В то время Вучич был министром информации в сербском правительстве, и он, конечно же, не позволил бы своей матери пострадать, если бы у него были данные о том, что здание будет разбомблено".
Между тем, подчеркивает Игорь Гойкович, от иностранных журналистов поступали неофициальные сигналы о том, что что-то подобное произойдет.
"В то время практически все иностранные телевизионщики в Белграде, освещавшие агрессию, использовали технику РТС, - сообщает журналист. - Арендованные помещения в здании РТС находились у американских "Си-эн-эн" и "Эн-би-си", поскольку в начале апреля им было запрещено использовать спутниковую связь из других мест, кроме здания РТС. Вскоре иностранцам стало ясно, что это здание не является безопасным местом, особенно после заявления официального представителя НАТО Дэвида Уилби (David Wilby), который открыто пригрозил, что государственные СМИ в Югославии будут атакованы "если они не прекратят врать". Уже шестого апреля иностранным журналистам их начальство рекомендовало избегать здания по адресам Таковска, 10 и Абердарева, 1 (соединенный комплекс зданий РТС ) и не ходить на уже запланированные вечерние перегоны для отправки материалов по спутниковой связи. Однако в то время слухов о том, какие объекты будут разбомблены в предстоящий период, было много, и было много сомнений в их достоверности.
Съемочные группы "Си-эн-эн" и "Эн-би-си" совсем покинули телецентр за несколько дней до бомбардировки РТС. После этого даже тем, кто не был непосредственно предупрежден об опасности, все стало ясно".
Игорь Гойкович напоминает, что разрушенная часть здания РТС до сих пор не восстановлена. "Она осталась стоять как постоянное напоминание о преступлении натовского агрессора и несправедливости безумного времени, - указывает он. - И прямо напротив здания телецентра, в парке Ташмайдан, с памятника 16 жертв НАТО разносится вопрос "Почему?".
Глава союза журналистов Сербии Владимир Радомирович называет действия натовцев страшным преступлением, которое не может быть забыто.
"Мы должны провести расследование и обязаны настаивать на этом, поскольку никто из тех, кто приказывал начать бомбардировки, не ответил за это чудовищное преступление", - считает он.
Что же послужило тогда причиной столь антигуманного действия "самого демократического военно-политического блока" во главе с американцами?
Вот что по этому поводу говорил премьер-министр Великобритании Тони Блэр: "СМИ - это аппарат, удерживающий Милошевича у власти, и мы имеем полное право наносить удары по таким мишеням". Своего лидера поддерживало и издание Guardian. Журналисты Мартин Кетл и Мэгги О'Кейн писали, что "НАТО бомбило центр... распространения влияния Милошевича, когда в ранние утренние часы нанесла удар по расположению сербского государственного телевидения во время выпуска новостей". Но все они забыли сказать, что в тот момент 23 апреля в 2 часа 06 минут в том самом "милошевичевском центре влияния" находились лишь операторы, звукорежиссеры и гримеры.
Следует напомнить, что в 2000 году международная организация по правам человека Human Rights Watch, которую сложно заподозрить в антизападных настроениях, объявила, что не было никаких оснований для бомбардировки здания РТС.
Примечательным является и тот факт, что в 2007 году Председатель Госсовета Кубы Фидель Кастро обвинил бывшего премьер-министра Испании Хосе Марию Аснара в том, что тот призывал американцев бомбить здания сербских радиостанций и телеканалов во время нападения НАТО на Сербию. По данным Кастро, такой призыв прозвучал в телефонном разговоре Аснара и официального лица из Вашингтона, распечатки записи которого попали в распоряжение команданте.
"По моему мнению, для победы в этой войне необходимо прервать связь между Белградом и сербским народом - нужно разрушить коммуникации, радио, телевидение и телефон", - цитирует Reuters приписываемые испанскому экс-премьеру слова.
Напомним, бомбардировки Союзной Республики Югославии силами НАТО начались 24 марта и закончились 10 июня 1999 года. Операция носила название "Союзная сила", а ее необходимость объяснялась присутствием югославских войск на территории автономного края Косово и Метохия и проведением там этнических чисток. В результате атакам с воздуха подверглись стратегически важные военные и гражданские объекты в Белграде, Приштине, Ужице, Нови-Саде, Крагуеваце, Панчево, Подгорице, было совершено 35 тысяч боевых авиавылетов, в которых было задействовано около 1000 самолетов и вертолетов, сброшено 79000 тонн взрывчатки (в том числе 156 контейнеров с 37440 кассетными бомбами, запрещенными международным правом).
По оценкам югославской стороны, за время бомбардировок общее число погибших гражданских лиц превысило 2500 человек, еще около 10 тысяч людей были серьезно ранены, без вести пропал 821 человек, большинство из которых - сербы. Материальный ущерб государству составил 29,6 миллиарда долларов.
Кроме того, сегодня уже забыто, что в сентябре 2000 года Белградский окружной суд заочно рассмотрел уголовное дело в отношении Уильяма Клинтона, Мадлен Олбрайт, Уильяма Коэна, Энтони Блэра, Робина Кука, Джорджа Робертсона, Жака Ширака, Юбера Ведрина, Алена Ришара, Герхарда Шредера, Йозефа Фишера, Рудольфа Шарпинга, Хавьера Соланы и Уэсли Кларка. Суд признал их виновными в совершении преступлений против СРЮ, определив меру наказания в виде тюремного заключения сроком на двадцать лет.
Интересно и то, что, по данным балканских экспертов, перед началом любой военной операции в Пентагоне и ЦРУ заранее просчитывают, какую прибыль можно будет получить после ее завершения. При этом важно, чтобы у власти оказались нужные люди, которые будут бороться за демократию, а заодно допускать до "жирных кусков" своих вчерашних покровителей и защитников. Доказательством такой политики может выступать то, что Мадлен Олбрайт стала владелицей крупнейшего мобильного оператора в Косово, а генерал Уэсли Кларк, командовавший силами НАТО во время бомбардировок Югославии, вкладывает средства в разработку косовских угольных месторождений. Случайно или нет, но президентом Косово сегодня является ставленник Вашингтона Хашим Тачи по прозвищу "Змей", которого в докладе ПАСЕ бывшего прокурора Швейцарии Дика Марти однозначно причисляют к руководству албанским мафиозным кланом "Дреница", специализировавшимся на контрабанде оружия, наркотиков и человеческих органов. В документе его характеризуют "мафиозным боссом" и "наркоторговцем".