Наступает конец света. Население повсеместно - от Токио до Нью-Йорка - стремительно сокращается из-за вируса. Причем не из-за какой-нибудь новомодной зомби-заразы, а из-за банального, и оттого куда более страшного мутировавшего гриппа, который съедает человека за несколько дней и очень быстро распространяется - как в "Противостоянии" у Кинга. Вакцины нет, власти не справляются, Москва оцеплена, всюду паника, мародерство, смерть и кромешный хаос.
Тем временем недалеко от Москвы в уютном домике, обставленном на европейский манер, проживают главная героиня Анна, ее муж и 16-летний сын-аутист. По соседству, через дорогу, в домике побольше и побогаче, обитает зажиточный жлоб-весельчак с атрофированным чувством такта, его беременная молодая жена и дочка, трудный подросток с алкогольной зависимостью. У мужа Анны имеется еще отец, пенсионер и бывший ученый-математик, который заявляется среди ночи и возмущенно восклицает: "Вы чего тут спите? Валить пора!". А также бывшая супруга и маленький сын, которых тот бросается выручать из агонизирующей столицы - к неудовольствию актуальной супруги. И вот эта вся компания намыливает лыжи куда подальше, в процессе выясняя непростые отношения.
Александр Робак самый народный, пожалуй, актер современности, играет того же Самсонова из "Домашнего ареста", только дорвавшегося до больших денег. Марьяна Спивак так же, как и в "Нелюбви", органично смотрится в роли обычной стервозной дамы. Главная героиня, сыгранная Викторией Исаковой, прогрессивная и образованная представительница среднего класса, ненавидит первого за его воинственное невежество и ревнует мужа ко второй, а та, в свою очередь, ненавидит ее. Этот тугой змеиный клубок драматургии, куда вплетаются и другие линии, активно извивается, громко шипя, классовая вражда и личная неприязнь накаляются, что уже само по себе увлекательно, так еще и апокалипсис дышит в затылок.
Если вы читали книгу, то уже заметили, что экранизация в ряде моментов от нее отличается. На самом деле отличается она существенно: фильм заканчивается там, где книга только-только начинается. Причем заканчивается титром с жирнейшим спойлером, противоречащим сюжету книги. Как минимум небесспорный ход. Кроме того, события развиваются несколько более динамично, если не сказать - сумбурно, иногда в ущерб реалистичности, которая была одним из главных достоинств романа.
Текст Яны Вагнер очень подробно описывает, как под воздействием чудовищных обстоятельств люди постепенно теряют человеческий облик. Ключевое слово - постепенно. Звереют, но все же не оскотиниваются. Изо всех сил стараются выжить, но до последнего не пересекают моральной границы (не ко всем там действующим лицам, надо признать, это относится, но к подавляющему большинству из них). У Павла Костомарова сразу же возникает какой-то отряд милитаризированных суровых бандитов, готовых стрелять на поражение в мирных граждан, насиловать и воровать телевизоры. Что, с одной стороны, добавляет остроты, повышает ставки, подливает литр масла в костер драматургии, но с другой - делает картину слегка похожей на русскую версию "Безумного Макса". Впрочем, может, не так уж это и нереалистично. И тем не менее хочется верить, что так быстро до "Безумного Макса" мы не скатимся, если все полетит в тартарары.
Как бы то ни было, действительно серьезных проблем у фильма не наблюдается. Во-первых, объективно "Эпидемия. Вонгозеро" - проект мирового уровня, отлично написанный и исполненный, качественно ни в чем не уступающий любым аналогам и притом достаточно самобытный. Мы ведь благодаря западному кинопрому привыкли, что апокалипсис и его последствия - это в основном весело. Либо там ходячие трупы, которым можно безнаказанно и без угрызений совести крошить головы, либо нелепая антиутопия, и все происходит где-то не здесь и не с нами. В данном случае речь идет о вполне вероятной угрозе, нависающей над родной и знакомой нам землей. Над такими же, как мы, россиянами. Ну а во-вторых, это лишь затравка для грядущего сериала, и если он будет вот таким, то его стоит ждать с нетерпением.