Связать все три события в одну логическую цепочку - задача непростая, потому что они, скорее, совпали по времени, чем обусловлены какой-то одной причиной. Все-таки строить завод Mercedes начал еще несколько лет назад, Ford и не думал уходить, не начни американский концерн перестройку своих подразделений в Европе. Да и приход Opel именно сейчас состоялся из-за того, что французская группа PSA, выкупившая в свое время этот немецкий бренд, наконец, начала экспансию на ряд рынков.
Весьма символично, что об уходе объявила марка, которая во многом зависела от ситуации в массовом сегменте авторынка, а производство открыла компания, лидирующая в люксовом секторе. Планы же Opel во многом связаны с корпоративными продажами.
"Мы одна из немногих стран, если не единственная, где растут продажи автомобилей класса "люкс" и "эконом" и при этом падают в "среднем классе", - считает эксперт "Международного финансового центра" Дмитрий Иногородский. - В целом такая ситуация указывает, что средний класс или пробивается к уровню состоятельных, или падает к более экономным покупкам. Отсюда и специфика рынка".
Эту точку зрения можно не разделять, но она понятна. "Психологически "замена" Ford на Mercedes для части российской общественности выглядит как явная поляризация авторынка с "вымыванием брендов для среднего класса", - поясняет аналитик компании "Автостат Инфо" Александр Климнов. Однако драматизировать это "формальное совпадение" он не рекомендует. - Российскому среднему классу еще будет что выбрать в среднем ценовом сегменте, хотя и с меньшим числом вариантов".
Относительно Ford эксперты твердо уверены: марка ушла из России не по политическим причинам и даже не из-за каких-то негативных явлений на рынке. Представительство концерна допустило ряд просчетов. Если резюмировать: машины оказались дороже конкурентов при том, что к линейке производителя всегда были вопросы.
"Ситуация с Ford - следствие маркетинговой ошибки, - уверен партнер агентства "Автостат" Игорь Моржаретто. - Сейчас компания сворачивает производство не только в России, но и в Европе. Она сделала ставку не на того потребителя. В итоге машины дорогие, но не дотягивают до "премиум-класса".
Окажет ли уход компании влияние на ситуацию на рынке? Безусловно, но не сразу. "На прощание" американцы объявили скидки на свои автомобили - до 400 тысяч рублей. Но даже с этим впечатляющим дисконтом всплеск продаж вряд ли произойдет. Цены изначально были слишком высоки. И распродавать остатки с дилерских и заводских складов Ford будет как минимум до конца года. А вот дальше за его "долю" на рынке развернется серьезная борьба. "Уход марки может отразиться на маркетинговых программах производителей, которые стратегически захотят "пересадить" клиентов Ford на свои машины, - предполагает основатель и генеральный директор компании Fresh Auto Денис Мигаль. - Возможно, дистрибьюторы будут давать при обмене на Ford какие-то повышенные бонусы".
Часть дилеров самого Ford вместо того, чтобы продавать и обслуживать машины, будет вынуждена в срочном порядке искать новых партнеров, теряя деньги, полагает главный редактор журнала "Движок" Илья Огородников. Не исключено, что часть ретейлеров просто уйдет с рынка. Впрочем, он сетует, что куда важнее ущерб экономике как минимум двух регионов: "Компания закрывает три из четырех производственных площадок. Если их не выкупят конкуренты, то Татарстану и Ленинградской области придется решать проблему многотысячных сокращений".
Уходом Ford в определенной степени может воспользоваться Opel. Например, переманить часть дилеров. На такие же объемы продаж, конечно, рассчитывать не стоит, но внимание клиентов эти шоу-румы обязательно привлекут.
"Opel - бренд, который в России любят и ждали. Его продвижению на российском рынке будет способствовать целый ряд факторов, в том числе и появление новинок, и лояльность россиян к марке. А дальнейшие перспективы зависят от самого производителя, марки, ее представительства и ценовой политики", - считает главный редактор "АвтоБизнесРевю" Евгений Еськов. Впрочем, пока стратегия бренда в России не объявлена, а анонсированные новинки - фургоны и единственный переднеприводный кроссовер - оптимизма не добавляют.
"Конкуренция в сегменте велика, чтобы с первых шагов было возможно громко заявить о себе. Здесь нужна долгая работа по всем направлениям для увеличения доли", - уверен директор филиала "Авилон" "Мерседес-Бенц" на Воздвиженке" Олег Шамба. Один из таких способов - локализация производства.
Локализация - путь, по которому пошел Mercedes-Benz. "Сейчас многие чиновники в стране ездят на автомобилях Mercedes, и это очень неплохая идея превратить их в "отечественные", - говорит Дмитрий Иногородский. Кроме того, компания получает ряд привилегий, в том числе доступ к госзаказам. К слову, эти машины и сейчас приобретают для обслуживания различных административных парков, но пока это приходится делать с помощью арендных соглашений. Наивно ожидать, что строительство завода позволит немцам снизить цены на машины. Такой задачи перед ними и не стояло.
Лучше поторопиться
Хотя на авторынке и происходят серьезные изменения, потребительских цен они пока напрямую не коснутся.
"В январе цены на авто выросли в среднем на 4 процента, в феврале - еще на 2-3. Весна будет не столь пугающей, и рост цен приостановится", - считает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Захаров.
Директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников не столь оптимистичен: "Цены на автомобили будут сохранять тенденцию к постепенному росту". В то же время он рекомендовал поторопиться тем, кто планировал приобрести недорогие автомобили до миллиона рублей. Бюджет госпрограмм "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" может быть исчерпан в течение ближайшего месяца.
"В итоге принципиально на российском рынке ничего не поменялось - он остается под достаточно сильным протекционизмом государства. Так что предложение брендов и моделей будет постепенно сужаться до объема, который соответствует линейке выпускаемых локализованных продуктов. Другими словами, в топ-50 (а в топ-25 это уже произошло) в ближайшие годы останутся преимущественно модели, локализованные в стране", - делает вывод аналитик компании "Автостат Инфо" Александр Климнов. А уж как это повлияет на потребителей и их возможность купить новую машину - зависит, естественно, не только от автозаводов, дистрибьюторов и дилеров.