23.04.2019 19:37
Экономика

Как магазины хитростью заставляют покупателя платить больше

Из-за обмана продавцов покупатели теряют около 15 процентов семейного бюджета, выделенного на приобретение продуктов
Текст:  Татьяна Казанцева (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №91 (7849)
По статистике, каждый свердловчанин ежемесячно тратит на питание более шести тысяч рублей. И не желает платить зря.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Вчера покупала апельсины - низкая цена так и бросилась в глаза. Крупные цифры буквально на сетчатке отпечатались, знаешь, как в мультфильме показывают - в каждом зрачке по цифре. Но только на кассе поняла: это стоимость по карте, а без скидки цена кусачая… Причем реальную так мелко написали, что и не разглядишь. В общем, "хитрые" апельсины я не взяла, - призналась недавно коллега.

Уловки ретейлеров становятся все грубее, констатируют покупатели. И сетуют, что на закинутую торговцами удочку невозможно не попасться, а в результате либо уйдешь из магазина без денег, либо потратишь время, которое, как известно, дорогого стоит.

В Екатеринбурге киоски с газетами и мороженым вытеснят на окраины

Вот овощной ряд в одном из супермаркетов: на прилавке несколько видов томатов. На ценниках заметные цифры. Но на одних указана цена за килограмм развесных помидоров, а на других - за готовую 600-граммовую упаковку. Взгляд фиксирует меньшую цифру, и рука автоматически тянется к 600-граммовой подложке с овощами. Полную стоимость "дешевых" томатов покупатель вычислит, скорее всего, дома…

Классика жанра - ценники с низкой стоимостью рядом с дорогим товаром или прямо над ним (якобы невнимательность или ошибка продавца). Или "неопознаваемые" сорта овощей и фруктов по соседству - установить "ху из ху" практически невозможно. Частый прием - "неродная" тара развесных продуктов: сплошь и рядом яблоки или помидоры высыпают либо в стандартные пластиковые коробки либо в ящики из-под другого товара. Поди догадайся, какой именно сорт перед тобой… Набираешь в пакет яблоки по 80 рублей за килограмм, а на кассе выясняется: их цена - 140. Зачастую понимаешь, что тебя облапошили, только выйдя из магазина и изучив чек.

Еще одна распространенная хитрость - прятать среди товаров со скидкой несколько "нескидочных". Например, на прилавок могут положить пять-семь видов шоколада одной и той же марки с одинаковой ценой по акции. Но среди них всегда присутствует два-три вида по полной стоимости (обычно самые популярные). Задача - усыпить бдительность покупателя и заставить его выбрать любимую плитку без скидки.

Или такая продуманная схема - низкая цена при покупке оптом. Она буквально гипнотизирует покупателя. Расчет торговцев верный: еще бы, 49 рублей за баночку мясного детского питания, тогда как в других магазинах стоимость доходит до 80. Часто берут сразу две-три, и хорошо, если кассир предупредит, что скидка действует при покупке от четырех штук. Да, на ценнике написано, но в самом низу и таким мелким шрифтом, не всякий прочитает. В итоге кто-то побежит к прилавку добирать баночки, а кто-то махнет рукой и на кассе пробьют две банки без скидки.

Уловки ретейлеров стали системой. Ее можно сломать, если потребитель не будет пускать все на самотек - уходить, махнув рукой

Некоторые подумают: какая мелочь! Однако, согласно мониторингу "Объединения потребителей России", из-за уловок продавцов рядовой покупатель теряет около 15 процентов семейного бюджета, выделенных на продукты. Ощутимый удар по кошельку.

- Конечно, нас уверяют, что произошла ошибка, но мы-то понимаем: ухищрения ретейлеров стали системой. Ее можно сломать, если потребитель не будет пускать все на самотек - просто уходить, махнув рукой. Надо действовать сообща, - призывает директор Муниципального  бюджетного учреждения "Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей" (МБУ "Центр правозащиты") Янина Голубева.

Опрос: Россияне хотят меньше тратить на еду и больше путешествовать

По ее словам, если покупатели продолжат "сдаваться" на кассе, обман будет процветать. Между тем несоответствие ценника и чека, а также низкое качество продуктов (последний жутковатый пример - куриная колбаса с сырым куриным сердцем внутри) - в числе главных причин, по которым люди идут в Центр правозащиты.  Кстати, эксперты заметили, что крупные торговые сети неохотно реагируют на жалобы в досудебном порядке. Значит, надо их воспитывать.

Число обращений в центр защиты потребителей растет. В 2018 году их было 5168 - на 300 больше, чем годом ранее. Причем более половины касается продажи товаров. (В остальных претензии к поставщикам медицинских, туристических и других услуг.) И это не только продовольствие, 41 процент потребителей недовольны, как работают сотовые телефоны, компьютеры и другая техника. Многих не устраивает качество мебели, а также сроки ее изготовления. В прошлом году таких заявлений было триста, а с начала 2019-го набежало уже целых 140.

Эту же тенденцию отмечают специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. За три месяца 2019 года в ведомство поступило 3184 обращения, на шесть процентов больше, чем за тот же период годом ранее.

Роспотребнадзор дал рекомендации по выбору продуктов к Пасхе

- Большинство претензий связано с торговлей - почти 40 процентов. Рост по сравнению с первым кварталом прошлого года - на 18,6 процента. На ЖКХ уральцы жалуются почти в два раза реже, - сообщила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Анна Ожиганова.

По словам начальника отдела по защите прав потребителей ведомства Татьяны Шулешовой, в числе "лидеров" - дистанционная торговля. Например, заказывают через интернет одну модель телефона, а приходит совсем другая. А в продовольственной сфере самые распространенные - жалобы на просроченные мясные и молочные продукты, недостоверную цену.

- С 2019 года Роспотребнадзору дали дополнительные полномочия. По просьбе потребителя мы можем организовать контрольную закупку. Правда, для этого потребитель должен сначала обратиться с претензией в магазин. Если проблему не решат, наши сотрудники проведут собственное расследование, - пообещала Татьяна Шулешова.

На заметку

Что делать, если вас пытаются обмануть в магазине

1. Если кассир отказывается пересчитать цену продукта с учетом скидки (часто они говорят, например: "Сделать ничего не могу, у меня в программе другая цена"), стоит вернуться к витрине, сфотографировать ценник и показать фото на кассе. Опять отказ? Приглашайте руководителя или администратора. Обычно на этой стадии конфликт удается разрешить.

2. Если все же вы не добились справедливости, требуйте книгу жалоб и предложений и фиксируйте факт обсчета на ее страницах. Обязательно укажите свой телефон или электронную почту, иначе ответ не получите.

3. Отнесите чек и жалобу в Роспотребнадзор. Ведомство обладает всеми полномочиями, чтобы не только урегулировать конфликт, но и наказать торговую организацию.

Контакт

Муниципальное бюджетное учреждение "Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей" (МБУ "Центр правозащиты"): 620014, Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, офис 211.

Электронная почта: potrebitel_ekb@mail.ru.

Круглосуточный автоинформатор: (343) 371-13-16.

Дни бесплатного приема: понедельник с 9.00 до 17.00, вторник с 10.00 до 17.00, четверг с 09.00 до 17.00. Перерыв - с 13.00 до 14.00.

Краткую консультацию специалисты дают по телефону, но вас попросят представиться и сообщить информацию о месте жительства.

На прием могут прийти:

• потребители, проживающие в Екатеринбурге;

• иногородние, работающие в Екатеринбурге (при наличии любого подтверждающего документа);

• иногородние потребители, заключившие договоры на оказание какой-либо услуги на территории Екатеринбурга.

Товары и цены Малый бизнес Екатеринбург Урал и Западная Сибирь