Что пишут в западных учебниках?
Дмитрий Суржик: История Второй мировой войны в учебниках для школ и вузов (даже для будущих историков) излагается крайне односторонне и исключительно с "американо-имперских" позиций. В 800-страничном учебнике мировой истории для 7-го класса Прентис Хол "История нашего мира", изданном в 2007 году, войне и победе уделен лишь один абзац. Он гласит: "Победа в Европе. Вслед за кампаниями в Северной Африке и Италии, союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев. 6 июня 1944 года корабли союзников с 156 000 солдат на борту высадились в Нормандии, северном побережье Франции. Известная как День Д, высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. После последней попытки достичь успеха в декабре 1944-го, известной как Битва в Арденнах, немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 года".
Видимо, вслед именно за этим учебником идет аналитический центр Stratfor (США), который назвал этот самый День Д "стержневым моментом в войне".
Дмитрий Суржик: В других книгах (в том числе в школьных библиотеках на Западе) также нет ни слова о вкладе Советского Союза. Советско-германский фронт Второй мировой там - в итальянских или турецких - отсутствует. Хотя поражение, нанесенное итальянским войскам под Сталинградом, вызвало отставку Муссолини с поста премьера.
Чуть больше о борьбе на Восточном фронте говорится в немецком учебнике Йенса Эггерта "Германия с 1871 по 1945 год". Здесь вся Великая Отечественная война умещается в предложении о том, что 6-й полевой армии вермахта (некие неизвестные силы) нанесли поражение и заставили капитулировать под Сталинградом. Что такое "Сталинград", где это и почему там оказались немецкие войска, остается непостижимым. Зато здесь сообщается о "пакте Молотова-Риббентропа" и, как уже стало недоброй традицией на Западе, не говорится о международной обстановке в период его заключения. В следующей фразе рассказывается о том, как Третий рейх напал на Польшу. Как Польша вдруг стала соседом всего Третьего рейха, а не только Восточной Пруссии (то есть об аншлюсе Австрии и расчленении Чехословакии) - ни слова.
Между тем, Уинстон Черчилль в послании Сталину 27 сентября 1944 года написал, что именно "русская армия выпустила кишки из германской военной машины и сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника"...
Дмитрий Суржик: Небольшую фронду себе позволяет британский автор Чарльз Мор, автор учебника для старшеклассников и студентов. Он упоминает о нападении Гитлера и его союзников на СССР 22 июня 1941 года. И дает оценку событиям на советско-германском фронте: "Вклад России в войну был, разумеется, неоценимым, но она была задействована только на Восточном фронте. Ее прямой вклад в усилия Британии на войне был нулевым, а российское участие в общей стратегии союзников ограничивалось требованием поставок ресурсов или немедленной высадки (англо-американцев) во Франции". Господин Мор плохо знает труды своего выдающегося премьер-министра. Вот справка: на советско-германском фронте, чья протяженность составляла от 2000 до 3000 километров, гитлеровская военная машина потеряла 90 процентов личного состава (8 млн 650 тысяч человек из 9 млн 720 тысяч потерь за всю Вторую мировую).
Нападение нацистско-милитаристского блока на СССР называют "звездным часом" Черчилля. Почему?
Дмитрий Суржик: С этого момента стало ясно, что высадка нацистов на Британские острова откладывается. Так что помимо справедливых требований о взаимной помощи (которую СССР своими военными и разведывательными операциями, кстати, оказывал) Москва делала еще "кое-что" для себя и своих союзников. В это "кое-что" входит освобождение 11 европейских стран с общим населением 123 миллиона человек - почти 2/3 советского населения. Освободив их, СССР их накормил, восстановил там более-менее нормальное жизнеобеспечение. Но объективная правда, как видим, не нужна тем, кто формирует "мейнстрим" на Западе. Авторам школьных учебников и "серьезных" исследований хватает американской версии войны, дополненной небольшими перелицовками "с национальным колоритом".
Преувеличенная роль Второго фронта - один из главных мифов о войне. Какой реальный вклад внес он в Победу?
Дмитрий Суржик: Без иностранной военно-экономической помощи (кстати, был еще и "обратный ленд-лиз" из СССР) Победа далась бы тяжелее и пришла бы позже. Но она все равно была бы одержана. Однако мы не должны сбрасывать со счетов то, что наши союзники (США в первую очередь) на ленд-лизе неплохо нажились, продавая нам товары, но не технологии. Пример с "атомным проектом" хорошо известен, равно как и то, что Черчилль и Рузвельт официальной бумагой договорились отстранить от этих разработок известного физика Нильса Бора за то, что он был "слишком красным". Куда менее известны примеры с разработками в сфере радиолокации. Или же пример RDX (циклотриметилентринитрамин) - взрывчатки нового поколения, которая в 20 раз превосходила любые аналоги в странах Антигитлеровской коалиции и Антикоминтерновского пакта. Разработанный в пригороде Лондона, этот секрет так и не покинул границ Британской империи. Равно как и патент пенициллина, который в условиях войны пришлось заново синтезировать Зинаиде Ермольевой под названием крустазин. Говорят также, что ленд-лиз, дескать, накормил Советский Союз. Если же взять объемы и номенклатуру поставок продуктов питания, ленд-лиз дал Советскому Союзу 4-5 процентов выращенного в СССР. Другие поставки в Страну Советов в общем объеме американской военной помощи составили 10,8 процента.
Ленд-лизовские танки составили 12,3 процента от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Доля иностранной техники в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13 процентов. В военной технике, как и с патентами, наши союзники оберегали, как зеницу ока то, в чем СССР нуждался сильнее всего - стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29. Еще меньше доля поставок иностранных орудий - 2,7 процента.
Справедливости ради отмечу, что по-настоящему серьезной и значимой была помощь американцев в средствах транспорта: 64 процента советского автопарка (включая знаменитые "Студебекеры") и более 70 процентов паровозов. Не всегда груз доставлялись в те сроки и объемы, как диктовали соответствующие протоколы. Здесь (особенно в 1942 году) виной не всегда был злой умысел, сколько неготовность американской и советской транспортной инфраструктуры к приему и доставке грузов таких видов и таких объемов. Были и другие виды помощи (негосударственной, безвозвратной). Так, от жителей Соединенных Штатов приходили пожертвования, а порой и отдельные товары (например, хирургические инструменты). Сегодня мы помним и пишем о них с благодарностью.
На какой исторической основе возникают фейки о войне? Большинство же старых мифов разоблачены...
Дмитрий Суржик: Стоит различать неосознанную глупость (или непрофессионализм) и осознанную фальсификацию (подтасовку фактов, подделку источников и конструирование "фальшивого прошлого"). С первым все понятно, хотя здесь встречаются уж совсем гротескные примеры, порой подтачивающие репутацию весьма солидных государственных учреждений. Интереснее осознанные фейки. Да, за прошедшие 75 лет все возможные мифы уже придуманы и разоблачены. Но об этом далеко не все знают. Вот, например, мнение, что немцы с американцами боролись против диких орд с Востока. Здесь мы видим соединение мифов американской и нацистской пропаганды (о недочеловеках - азиатских "дикарях" с Востока, какими представляли советский народ). Из других, более свежих примеров - концепция "кровавых земель". Ее содержание, вкратце, таково: Восточная Европа - это не субъект, а объект истории, на который действовали антигуманные силы как со стороны нацистского рейха, так и со стороны сталинского СССР. Здесь лживый концепт "тоталитаризма" и "равной ответственности" объединяется с идеей "Междуморья", ибо рассматривается географический треугольник между Балтийским, Эгейским и Черным морями. Одна из главных жертв (и, соответственно, выгодополучателей) здесь - Польша. Ее политические лидеры и сегодня живут фантомами "Междуморья" и "прометеизма", поощряя сепаратизм и национализм на восток от Речи Посполитой.
В последнее десятилетие возникли новые приемы информационной войны с памятью или все это давно опробованное оружие?
Дмитрий Суржик: Минувший век с его широким распространением образования и средств массовой коммуникации подготовил почву для того, чтобы информационная сфера стала бы театром военных действий. Однако, если обратиться не к технологиям, а к методам, они, как мне кажется, более устойчивы и основаны на стереотипах человеческой психологии: сочувствие к слабому (или к жертве), эгоизм, религиозные мотивы, забота о своей семье. Пропаганда продолжает работать, подтасовывая факты, расклеивая ярлыки, используя в качестве маркеров эмоционально яркие слова.
Как отмечают Победу в бывших союзных республиках?
Суржик: В Молдавии двусмысленная ситуация с празднованием Дня Победы. Противостояние сторонников западного, европейского, и восточного, евразийского, векторов развития страны ни для кого не является секретом. Равно как и то, что страна является парламентской республикой, и инициативы ее президента не всегда воплощаются в жизнь.
На Украине 9 Мая - это, увы, предмет для жонглирования властей, которые то говорят о "равной ответственности" сталинщины и нацизма", дают волю националистам и объявляют 9 Мая вне закона. То переносят (на "западный манер") празднование Дня Победы на 8 мая и объявляют его символом цветок мака, который на Западе ассоциируется с Первой мировой войной.
В Грузии 9 Мая является выходным днем, но все чаще слышны голоса о необходимости избавиться от "праздника оккупантов". Грузинские учебники, подобно украинским, считают тех, кто сражался на стороне Гитлера, не пособниками врага, а борцами на национальный суверенитет.
В Азербайджане и Армении, напротив, 9 Мая отмечается на высшем уровне. Лидеры стран встречаются с ветеранами, граждане принимают участие в "Бессмертном полку". Радостно осознавать, что несмотря на различия и порой острые отношения между странами, "Бессмертный полк" объединяет эти страны общим уважением и памятью к героям Великой Отечественной войны.
В Казахстане на высшем уровне и с шествием "Бессмертного полка" отмечают 9 Мая. Страна встречает день 9 Мая Парадом Победы.
В Беларуси память о Великой Отечественной войне - краеугольный камень политики исторической памяти. В Беларуси открыт первый на постсоветском пространстве Государственный музей истории Великой Отечественной войны. 9 Мая проходят парад и акция "Беларусь помнит", созвучная "Бессмертному полку".
В Узбекистане переименовали 9 Мая из Дня Победы в День памяти и почестей. Некоторые памятники Великой Отечественной войне, например, памятник "Защитник Родины" был "перелицован" в "Клятву Родине" с флагом независимого Узбекистана. Так обошлись с памятниками Великой Отечественной войне во всех областных центрах страны. Старшее поколение не спешит принимать эти нововведения, а молодежь все более европеизируется, забывая о сакральных датах прошлого.
В Таджикистане 9 Мая отмечают как официально (возложением венка от главы государства к Вечному огню, Парадом Победы), так и неофициально ("Бессмертный полк" в республике не всегда получает согласование со стороны властей).
Правда, разумеется, у каждого своя. Но иногда, расставляя оценки, не мешало бы знакомиться с фактами. Например, с генеральным планом "Ост" (он уже реконструирован и переведен на русский язык). Может быть, по его прочтении наступит отрезвление от опьянения "национальным суверенитетом" и придет осознание, что Гитлер и его пособники в разных странах не собирались сохранять национальную идентичность каких-либо народов, кроме тех, кого они называли "арийцами". Поэтому кто бы и что ни говорил, сохранить народы от уничтожения их в Третьем рейхе можно было лишь одним способом: приближая Великую Победу Советского Союза.