29.04.2019 19:13
Общество

Уральские вузы внедрят онлайн-курсы вместо обычных лекций и семинаров

Вузы внедряют в процесс обучения онлайн-курсы
Текст:  Людмила Лескова (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №95 (7853)
Уральский федеральный университет прошел государственную аккредитацию образовательных программ, реализуемых с использованием онлайн-курсов других вузов. Среди его партнеров в федеральном проекте - московские и петербургские учебные заведения.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Открытые онлайн-курсы сегодня стали самой доступной формой получения новых знаний и навыков. По прогнозам, к 2025 году число обучающихся таким способом во всем мире достигнет 400 миллионов человек. Есть все основания надеяться, что значительная часть из них будет из России.

Названы популярные решения на основе искусственного интеллекта

В нашей стране уже создан и проходит апробацию информационный ресурс-агрегатор, который по принципу "единого окна" предоставляет доступ к онлайн-курсам всех уровней образования. Эта платформа позволяет обмениваться верифицированной, то есть подтвержденной, информацией между университетами, слушателями курсов, их разработчиками и работодателями. Например, там хранятся сертификаты об окончании курсов в виде "цифрового портфолио", работодатель может запустить поиск кандидатов с необходимым набором навыков по всей стране, независимо от места их проживания.

Сегодня в системе "единого окна" участвуют 125 университетов, 40 учреждений среднего профессионального образования, их силами создано более 100 тысяч сертифицированных онлайн-курсов. По ним обучается около 700 тысяч студентов.

Оценки ничего не говорят

Современной экономике в ближайшее время потребуется не менее 940 тысяч специалистов в разных сферах, подчеркивает генеральный директор Университета НТИ "20.35" Василий Третьяков. Сейчас готовится в несколько раз меньше: вузы просто не могут столько обучить, да и качество подготовки, особенно в глубинке, не всегда соответствует требованиям работодателей. Например, в регионах выпускают достаточное количество программистов, однако реальной экономике нужны специалисты по работе с данными, а это несколько другой набор компетенций.

Москвичи предпенсионного возраста смогут пройти профобучение

- Решение- в сетевом взаимодействии вузов и работодателей, внедрении цифровых образовательных платформ, - комментирует эксперт. - При этом включение онлайн-курсов в образовательную программу создает новую модель высшего образования. В первую очередь так будут готовить специалистов в сфере информационных технологий.

По словам проректора по учебной работе НИТУ "МИСиС" Вадима Петрова, цифровая трансформация способна решить множество задач: от формализации рутинных организационных процессов до формирования новых компетенций, как у студентов, так и у преподавателей.

- "Единое окно" позволит сблизить запросы бизнеса и фундаментального базового образования. Мне как работодателю не надо, чтобы студент-айтишник учился пять лет. Конечно, его знания будут обширны, однако они устареют раньше, чем парень окончит вуз, - уверен основатель консалтинговой компании Александр Молчанов. - Пусть мой будущий сотрудник пройдет несколько коротких, но живых и актуальных курсов. Точно так же мне ни о чем не говорят его оценки в дипломе, больше скажут названия курсов, по которым он аттестован.

Интернет идет в аудитории

Чтобы готовить таких специалистов, нужны принципиально иные, нежели сейчас, подходы к обучению. Если современному студенту станет скучно, он "сбежит" от преподавателя в интернет прямо с лекции. Кстати, раньше говорили, что дистанционное обучение начинается с третьей парты в аудитории, имея в виду, что самые преданные слушатели лекций держатся первых парт. Сейчас времена изменились: граница дистанционного образования начинается прямо с первой. Поэтому интернет сам идет в аудитории.

В системе "единого окна" участвуют 125 вузов и 40 учреждений СПО. Лекции в интернете слушает около 700 тысяч студентов

- Когда мы начали внедрять онлайн-курсы, было опасение, что студенты перестанут ходить на пары, - рассказала директор Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения Светлана Калмыкова. - На первом этапе неприятие демонстрировали и сами обучающиеся: по опросам, до 70 процентов не хотели заниматься в таком формате. Сегодня ситуация поменялась зеркально: недовольных осталось 30 процентов.

Однако ключевой вопрос остался: зачем ходить на лекции, если многие из них доступны со смартфона? Эксперты отвечают на него однозначно: за общением. Цифровые сервисы должны быть настроены так, чтобы убрать рутину, оставить только творчество, взаимодействие студентов и преподавателей, интерактив.

Профессор - звезда экрана

Конечно, внедрение цифровых сервисов требует инвестиций, причем не только финансовых, но и временных, отмечает проректор УрФУ Даниил Сандлер. Тем более что горизонт окупаемости у образовательных проектов значительно больше, чем у коммерческих. Стоимость одного курса доходит до 300 тысяч рублей: сюда заложены и зарплата педагога, и стоимость оборудования, и оформление студии для съемки, ведь аудитории, разбалованной "Ютьюбом", будет неинтересно смотреть на лектора у доски с кусочком мела в руках. Поэтому при создании некоторых курсов используются спецэффекты.

В каком вузе России учиться дороже всего

Среди способов окупаемости - вовлечение в образовательный процесс большего числа студентов и расширение компетенции вузов за счет новых предметов. Постепенно из учеников вырастут свои преподаватели. Когда такие проекты удастся конвертировать в конкретную прибыль, подсчитать весьма сложно, однако в вузах не сомневаются - это верный путь. Поэтому стимулируют преподавателей создавать авторские курсы. Зачастую опытные лекторы сопротивляются нововведениям, да и не любой харизматичный профессор сможет стать "звездой экрана": вдруг он окажется нетелегеничным или "погаснет", не получая живого отклика аудитории во время записи лекции.

Каждый университет решает эту проблему по-своему: где-то запускают программы переподготовки, устанавливают новые КПД с учетом подготовки онлайн-курсов. Отследить качество работы здесь проще, чем в офлайне: на всех лекциях проверяющие сидеть не будут, а в записи все видно сразу. Поэтому пишутся десятки дублей, чтобы отточить речь, преодолеть робость перед камерой. Кроме того, надо учитывать всякие технические нюансы, например, в студиях, оборудованных под "хромакей" (Chroma key, комбинирование нескольких слоев видео в одном кадре, используется на современном ТВ. - Прим. ред.), нельзя носить одежду зеленого цвета, иначе человек просто сольется с фоном.

Справка "РГ"

Партнерами УрФУ в федеральном проекте "Современная образовательная среда в РФ" стали Высшая школа экономики, МГУ, классический университет и университет информационных технологий из Санкт-Петербурга, московский институт стали и сплавов, Тюменский госуниверситет. Пятерка самых популярных онлайн-курсов среди российских студентов выглядит так: "Введение в историю искусства", "Маркетинг", "Персональная эффективность: тайм-менеджмент", "Веб-программирование", "Социальная психология".

Образование Екатеринбург Урал и Западная Сибирь