Правда, если полеты над определенной территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя. Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле, возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.
Для чего потребовалась разработка такого документа и упрощение правил? Как пояснил "Российской газете" гендиректор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, член рабочей группы Национальной технологической инициативы " Аэронет" Глеб Бабинцев, на малых высотах производится большое число полетов. В первую очередь, это весь авиамодельный спорт. Затем квадрокоптеры, которые используются в различных образовательных центрах, секциях и кружках.
Помимо образовательных и развлекательных спортивных целей, на малой высоте сосредоточена значительная часть коммерческих работ с применением малых беспилотных воздушных средств. Это осмотр локальных объектов, таких, как стройки или небольшие участки местности, контроль состояния инженерных сооружений, находящихся на высоте, это съемка мероприятий и многие другие задачи, которые выполняют как коммерческие эксплуатанты, так и государственные организации.
В данный момент, для того, чтобы запускать беспилотники по всем правилам, нужно соблюсти массу формальностей. Прежде всего за пять суток до предполагаемого запуска беспилотника запросить разрешение в одном из зональных центров по организации воздушного движения с указанием места и времени полета, за сутки отправить план полета. Перед полетом подтвердить его, а после отчитаться о завершении полета.
Такой характер согласования полета очень ограничивает развитие беспилотного рынка, поскольку теряется оперативность получения ценной информации. Например, если произошла авария на ЛЭП и люди сидят без света, то именно беспилотник мог бы помочь электрикам быстро определить характер неисправности. Как поступить: нарушать существующие правила полетов в интересах людей, или затягивать срок диагностики и ремонта ЛЭП?
"Для того, чтобы упростить жизнь спортсменов, занимающихся авиамодельным спортом, а также облегчить проведение множества важных мероприятий с использованием беспилотных объектов, мы и подготовили вместе с минтрансом проект постановления об изменении правил использования воздушного пространства. Летать будет можно без получения разрешения, но только до высоты 150 метров и только там, где нет ограничений - в пределах визуальной видимости внешнего пилота, - уточняет Глеб Бабинцев. - В отличие от наших предложений минтранс предложил разрешать такие полеты только в светлое время суток, но целесообразно эту оговорку убрать. Прямая визуальная видимость сохраняется и ночью, она меньше, но есть. Есть и сигнальные огни на беспилотных объектах. Поэтому они безопасно могут летать и ночью, тем более что в таких полетах тоже возникает потребность. И аварийную ситуацию промониторить, и потерявшегося ночью в лесу найти. Для этого беспилотник ночью незаменим".
В январе в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий предоставить полиции право "временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории", а также "пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими".
По словам главы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. "Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф", - поясняет депутат. Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников - коптеров, дронов, авиамоделей - в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом минтранса.
Денис Федутинов, ведущий российский эксперт в области беспилотных летательных аппаратов:
- На протяжении нескольких последних лет мы наблюдаем, как процесс создания законодательной базы, регулирующей применение беспилотных авиационных систем, в нашей стране поочередно проходит через этапы усиления ограничительных мер и их ослабления. Доводы сторон, участвующих в данном процессе, понятны. Службы, отвечающие за безопасность и правопорядок, с учетом наглядно продемонстрированных на мировом опыте рисков стремятся минимизировать использование беспилотников. В то же время компании, работающие в области разработки, продажи и эксплуатации соответствующих беспилотных систем, напротив, нацелены на снижение заградительных барьеров. Сейчас мы видим, что маятник может качнуться в сторону смягчения требований к пользователям беспилотников. В целом предлагаемые требования представляются рациональными, а указанные цифры по предлагаемой высоте полета коррелируются с имеющимися в ряде других стран, включая европейские, где вне закрытых зон можно использовать беспилотники на высотах до 100-150 метров, при удалении по горизонтали до нескольких сотен метров, сохранении беспилотника в пределах визуального контроля оператора, с запретом приближаться к людям, объектам частной собственности на расстояние ближе 50 метров.
Подготовил Иван Петров