Однако тех требований, которые остались в законопроекте, хватит, чтобы не "пустить по миру" бизнес и при этом предотвратить выдачу диагностических карт без осмотра машины. А эта проблема действительно серьезная. Ведь езда на неисправной машине по "липовому" документу напрямую отражается на статистике ДТП. А масштаб злоупотреблений велик. Ушлые владельцы пунктов ТО "пропускают" норму об "обследовании" машины и просто торгуют картами, внося сведения об автомобиле в специальный реестр. По данным, которые озвучивались на заседании Госдумы, за пять лет с момента начала реформы ТО количество техосмотров, проведенных по правилам, сократилось на 20-30%. Экспертные оценки еще печальнее.
Теперь власти, как говорится, на слово не поверят - нужны доказательства. Для этого вводится обязательная фотофиксация технического осмотра и ряд сопутствующих требований. Как заявил глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, фотографировать нужно будет начало и конец процедуры. При этом диагностическая карта будет обязательно оформляться в электронном виде (впрочем, по желанию можно бесплатно получить и бумажный вариант). Все сведения о техосмотре по сети будут передаваться в "облачное хранилище", которое организует МВД. А правительству предстоит установить требования к фотографиям, порядок их хранения в единой системе, а также требования к точности координат места проведения ТО. Просто "постоять на яме" - то есть сделать вид, что осмотр состоялся - не получится, считают депутаты.
Сначала, как уже было сказано, предполагалось ввести и видеофиксацию, ведь подделать запись на порядок сложнее. Однако участники рынка предупредили, что для операторов процедура ТО и так убыточна, а тут еще дорогое оборудование пришлось бы закупать. Тут два выхода: подорожание ТО или убытки участников рынка. В профильном комитете считают, что никакие дополнительные расходы не должны ложиться на плечи владельцев автомобилей. В итоге после долгих споров видеофиксацию из документа убрали. Евгений Москвичев на заседании Госдумы заметил, что запись можно проводить по желанию предприятия. Это актуально, если речь идет о пассажирском транспорте.
В законопроекте депутаты также прописали профилактику очередей. Количество проведенных в каждом пункте осмотров не сможет превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов ТО. Если же оператор превысит максимальное число машин на диагностической линии более чем на 5%, то автоматизированная система не позволит выдать карту. Законопроект также предусматривает усиление контроля за операторами техосмотра со стороны органов госконтроля. Им будут даны полномочия проводить проверки в форме контрольной закупки.
Отдельно оговаривается: когда закон будет принят окончательно, то вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования. А ныне выданные карты продолжат действовать до истечения своего срока.
Ранее Госдума приняла сопутствующие законопроекты о наказании для нарушителей правил ТО. За оформление фальшивой карты без реального техосмотра будет грозить штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а для компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Кроме того, вводится уголовная ответственность за осуществление деятельности по проведению ТО без аккредитации оператора техосмотра. Это может быть чревато, в частности, лишением свободы на срок до пяти лет. Санкции предусмотрены и для водителей. Управление машиной без диагностической карты будет наказываться штрафом в размере 2 тысяч рублей вместо нынешних 800.