Тема сложная и довольно щекотливая. У нас пытались несколько раз снимать фильмы о сектантах, но ничего подобного новому сериалу - не было. Главную роль в картине - женщину, которой удалось вырваться из секты, но чья психика искорежена на всю жизнь - играет Светлана Ходченкова. Другую ведущую роль - Константина Берка - основателя секты "Первозванных" - исполнил Филипп Янковский.
...Мы встретились с Филиппом для интервью. Известный актер рассказывает о роли, время от времени пытаясь взъерошить еще не отросшие волосы - обрился наголо для другого проекта - сыграл Ивана Денисовича в новом фильме Глеба Панфилова по мотивам рассказа Александра Солженицына. Магнетизм улыбки Филиппа не меньше, чем у отца - Олега Янковского, так что невольно попадаешь под влияние и становится понятным, почему именно его выбрали на роль человека, при общении с которым люди теряли головы.
Скажите, пожалуйста, нужны для такой роли какие-то суперспособности?
Филипп Янковский: Да, мой герой обладает определенными способностями. Берк - не суперчеловек из фильма "Мстители", но он еще круче (Смеется). Зрителю понравится. Потому что еще Шекспир сказал: "Страшен злодей, что с виду не злоблив". "Секта" - сюжетная, развлекательная картина, но она же и предостерегает. Мы все в ней подробно показали - как именно людей втягивают. С ними работают профессионалы - обаятельные, образованные, никакие не кривые, не косые. Такие, которым поверят.
Но вы по роли - лидер, не просто рядовой сектант.
Филипп Янковский: Филипп Янковский: Константин Берк считает, что он - Солнце. То есть, он - уверовал. Берк - человек психологически находящийся уже в нирване. Он показан в тот момент, когда его сознание уже практически полностью находится во власти мании величия.
То есть, это - не расчетливый циник? В сериале есть такая фраза, что все тренинги и занятия в секте - это лишь сбор информации.
Филипп Янковский: Да, по версии персонажей, которые так говорят. У каждого человека - своя точка зрения, а правда, истина - видна только по действию и событиям, связанным с самим персонажем. Поэтому говорить можно про кого угодно, и что угодно, а зритель потом увидит, как Берк и другие сектанты трансформируются от первой до восьмой серии.
Насколько вы осознаете, кого именно вы играли: вы сталкивались в жизни с сектами, изучали какие-то материалы или просто - по наитию?
Филипп Янковский: Безусловно, я готовился. В начале, когда только пришел на пробы, этого образа еще было. Мы потом его создавали, буквально по крупицам, вместе с режиссером Гелой Баблуани. Я перед пробами читал лишь несколько серий, потому что были готовы не все, но меня заинтересовала, во-первых, фигура режиссера. Известный европейский режиссер, родился в Грузии - его биография меня подвигла на то, чтобы я, не дочитав до конца сценарий, пришел на переговоры. И вот там мы проговорили наметки - что нужно воплотить в этом образе. Я понял, что фильм - не исторический, в том смысле, что не основан на реальных событиях, не про конкретного персонажа. Когда уже потом, во время подготовки, я "гуглил" разного рода таких господ, то увидел, что сценаристы взяли что-то от одного, что-то от другого. И получился собирательный образ организатора секты, в котором, в течение сериала раскрывается вся схема перерождения души.
Вы понимаете мотивы своего героя? У него изначально благие намерения?
Филипп Янковский: Любой актер - адвокат своей роли, - об этом говорил еще Станиславский. Поэтому мне не хотелось делать Берка злодеем, ведь он в своих поступках себя оправдывает.
Я играл такого человека, который искренне верит в то, что делает.
Когда вы беретесь за такую роль - не страшно, как к вам потом будут относиться люди, не говорят уже о самих сектантах, которых немало.
Филипп Янковский: Я не задумывался об этом. Знаете, у меня много разных ролей - благодетелей играл, и мерзавцев.
Но вы верите в мистику роли? И насколько глубоко проникает роль в артиста?
Филипп Янковский: Нет, конечно, в мистику роли я не верю. О заблуждениях насчет этого нам рассказывал на первом курсе театрального института великий артист, мой мастер Олег Павлович Табаков. Может быть, если студент прогулял и не слышал от своих мастеров, он не знает, что с этим делать. Но мой курс почерпнул это от Табакова. От него мы узнали - как правильно выходить из нагрузок. Любой артист подтвердит, что из серьезной роли выйти совсем непросто, это стоит огромного физического и психологического труда. Обычно очень сильно погружаешься в главные роли, съемки которых длятся от трех месяцев до полугода, а то и больше. В эти истории буквально вживаешься, словно на самом деле становишься этим персонажем.
Всегда ли можно так легко скинуть груз роли, или же это приходит с опытом?
Филипп Янковский: Конечно, если бы вы меня спросили об этом, когда мне было чуть за двадцать, в детстве, когда я снимался в фильме "Афганский излом", тогда бы, наверное, я вам рассказал, как устал, как мне тяжело (смеется.) А так, - это обычная работа и ничего сверхъестественного. Как слесарь после трудового дня знает, как размять руки и стряхнуть с них усталость, так и актер умеет работать над собой, в том числе выходить из нагрузок.
Гела Баблуани работает, в основном, во Франции. Есть ли отличие в работе с ним и с российскими режиссерами?
Филипп Янковский: Гела - талантливый человек. Очень квалифицированный, трудолюбивый, кропотливый. У нас еще был на картине оператор-француз Тариэль Мелиава, так что французский был на съемках официальным языком. Даже помощники оператора на нем говорили. Я несколько лет назад снимался с Жераром Депардье в фильме "Распутин" (играл Феликса Юсупова - Прим. С.А.). Мы тогда снимали два месяца, и я там тоже немножко научился говорить по-французски. Так и общались. Знаете, я получил огромное удовольствие от работы с Гелой Баблуани, несмотря на то, что съемки были тяжелыми. Все-таки, по жанру картина - психологический триллер.
И это влияет на взаимоотношения с партнерами?
Филипп Янковский: Партнеры и партнерши - все у меня были замечательные. Со Светланой Ходченковой, естественно, много работали, с Катей Волковой, исполнившей роль моей помощницы. Девушку Нику, которая бежала из плена секты, и по сюжету ее пытаются депрограммировать, в жизни зовут Ася Чистякова. Маленькая девочка была у нас на площадке - Марта Тимофеева: она много снимается, но в "Секте" у нее особая, непростая роль. Еще наши замечательные артисты: Павел Кузьмин, Евгений Коряковский, Григорий Сиятвинда, Алексей Суренский. Знаете, когда талантливый режиссер - а это видно и по схеме съемок, и по построению и чередованию общего, среднего и крупного планов, и по правкам, и по концепции - впитываешь все, что он говорит. Он нас всех нагружал, подводил к финальным сериям. Он поступил с нами необычно - у нас был сценарий семи серий, а восьмая хранилась в тайне. И только в последний съемочный день мы узнали точные диалоги.
Вы сказали про девочку, но сами снимались в фильме у Андрея Тарковского "Зеркало", когда вам было всего пять лет. Расскажите о своих впечатлениях?
Филипп Янковский: "Зеркало" - одно из значимых событий в моей жизни. Съемки проходили в Тучково, под Москвой и длились около трех месяцев. Помню, что сценарий под названием "Белый, белый день" был очень небольшой по объему и занимал не более одной страницы. Детей участвовало в съемках не так много, но все они постоянно находились с нашей киношной "матерью" Маргаритой Тереховой. Все мы на съемках получили огромное удовольствие. Это был потрясающий опыт - эдакая "книга", которую я люблю перечитывать, находя ответы на вопросы. Действительно глубокое кино, крик души. Такие фильмы невозможно делать на конвейере, это штучный товар. Даже сравнивать такие картины ни с чем не стоит.
Каким вам запомнился Тарковский?
Филипп Янковский: В моих воспоминаниях Андрей Арсеньевич Тарковский остался человеком очень добрым, несмотря на то, что съемочный процесс был очень тяжелым, особенно для ребенка. Те задачи, которые он мне ставил, исполнить было трудно, потому что это требовало определенной пластики. Тарковский очень заботливый и внимательно относился ко всем участникам съемки, объяснял мне задачу простым, понятным ребенку языком. Андрей Арсеньевич был прекрасный человек. Жалко, что он похоронен далеко от нас.
Вы тогда даже, наверное, не понимали - о чем кино?
Филипп Янковский: Общий сюжет и непосредственно художественный замысел, конечно, я не понимал, и не должен был. И на премьере не понял ровным счетом ничего. Не буду придумывать забавные истории о том, что я там заснул, но помню, что было очень много народу.
Впоследствии пересматривали фильм?
Филипп Янковский: Конечно. Видел "Зеркало" на премьере в Доме кино в 1974 году, а потом - в Доме культуры. Это были точечные показы, потому что у фильма не было широкого проката. Когда я смотрел "Зеркало", уже будучи повзрослее, то начал понимать, про что это. Конечно, мне хотелось тогда смотреть другие фильмы, что-то для подростков, например, "Спартак" и другие. В итоге я видел "Зеркало" много раз, и когда пришло понимание - я и удивился, и обрадовался одновременно. В материале было отснято больше сцен с мамой, но потом уже в монтаже, что-то не вошло. Однако я их все помню.
Я читала, что вы, сыграв в сериале "Таинственная страсть" поэта Яна Тушинского, прототипом которого был Евтушенко, в жизни не встречались с Евгением Александровичем?
Филипп Янковский: Я его встретил! На открытии Года кино в России, в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, где присутствовал Владимир Владимирович Путин. В этот вечер я играл на сцене молодого Тарковского. Увидел в зале в первых рядах Евгения Евтушенко, выскользнул перед началом спектакля из-за кулис (у меня было буквально пять секунд) и подбежал к нему: "Я - артист, Филипп Янковский. Я вас сыграл с любовью. Извините, если что". И он меня благословил. Просто пожал мне руку. У меня от сердца отлегло. Главное, я успел сказать, что сыграл эту роль с любовью. А через некоторое время у Евтушенко был запланирован концерт в "Театре Маяковского", он должен был там читать свои стихи, но - увы - его уже не стало. И публика не стала сдавать билеты, а антрепренеры собрали артистов, и каждый, в память о Евтушенко, прочитал его стихи. Я в тот вечер прочел стихотворение "А снег повалится, повалится. Закружит все веретеном...". Так что, я с моим персонажем сильно сблизился. Горжусь тем, мне очень много людей сказали после выступления добрые слова. Они увидели, с каким искренним чувством я играл Евтушенко.
Вы очень хорошо сыграли - одна из сильнейших работ в этом сериале.
Филипп Янковский: Спасибо.
Один день зека
...Когда мы встретились с Филиппом Янковским для интервью, актер время от времени пытался взъерошить еще не отросшие волосы: обрился наголо для нового проекта - сыграл Ивана Денисовича в новом фильме Глеба Панфилова по мотивам рассказа Александра Солженицына.
Кадры из сериала "Секта"