24.05.2019 11:55
Культура

Лариса Садилова показала Каннам свой Трубчевск

После каннской премьеры Лариса Садилова привезла фильм на "Кинотавр"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №126 (7884)
После успеха фильма Ларисы Садиловой "Однажды в Трубчевске" в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля - его российская премьера в главном конкурсе "Кинотавра". Для меня эта картина выгодно выделяется на общем фоне кинематографического выпендрежа демонстративной простотой рассказа о демонстративно банальных, чисто личных событиях, но именно поэтому близких и понятных каждому зрителю.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Однажды в Трубчевске"

Садилова сняла фильм по стандартам советского кино. Примите это за комплимент: я имею в виду не идеологию - там другие, уже непривычно высокие стандарты профессионализма. Требований к сценарной основе, к работе с актерами, с натурой, с оператором, к логичности психологического развития и внятности монтажа. И, наконец, глубокий интерес к тому, как люди живут. Картина снята в реальном Трубчевске на Брянщине, а также в деревушке под Брянском, и рядом с профессиональными актерами снимались реальные жители тех мест. Что для актеров всегда большое испытание на правду экранного поведения. Они его выдержали.

Какие фильмы Каннского фестиваля удивили зрителей

Обдуманно или нет, Садилова держит в подсознании высокие примеры: картина стоит в ряду таких лент, как "Дело было в Пенькове", "Осенний марафон", "Калина красная". Не цитирует их, не подражает, но входит в ту же реку, понимая, что хоть воды много утекло, а истоки те же, и они обильны. При этом фильм не кажется старомодным - его стиль классичен и потому вечен. Да и время в Трубчевске течет иначе: даром что машины современные, но кажется, что мы в тех самых 70-х годах советского века.

Как в "Осеннем марафоне", герой фильма разрывается между женой и любовницей, не находя в себе сил после уютного домашнего обеда отказаться от десерта на стороне. Это такой вялотекущий роман, затянувшееся сидение меж двух стульев - некомфортное и немного стыдное, что его реально мучает. Тем более что в маленьком городе шила в мешке не утаишь. У него есть жена, у любовницы есть муж, и нет у героя мужества ни старую жизнь порушить, ни от новой отказаться - принять решение. В России этот недуг называют бесхарактерностью.

На Каннском фестивале прошла новая картина братьев Дарденн

Нового Бузыкина играет Егор Баринов. Он теперь водитель-дальнобойщик, вечно в пути, вечно в ощущении бездомности, непрочности такого кочевого состояния. Я уже отмечал, что и в фильме "Керосин" Юсупа Разыкова, прошедшем в конкурсе "Кинотавра", показан столь же кочевой цыганский круг тех же дальнобойщиков - как одна из примет жизнь-времянки, которую надо просто переждать - перетерпеть. Случайность или метафора времени? В искусстве иногда интуитивное оказывается прозорливей и мудрей рационального.

В роли новой разлучницы Анны - Кристина Шнайдер, фактурой напоминающая молодую Гундареву. Она неуловимо напомнит и Лидию Федосееву-Шукшину, особенно в сцене, где бросившая семью Анна с любовником приезжают в ближнюю деревню снять для своей любви избушку. Хозяйку изображает реальная жительница этой реально существующей деревни, и игровое кино словно бы сменяется документальным: старая женщина рассказывает, как в войну в этой самой избе прятался партизан. Рассказ настоящий, актеры импровизируют, как это было в эпизоде встречи Егора Прокудина с матерью в "Калине красной". Прием такой и повторить не грех: и люди, и судьбы другие, а приметы национального характера - те же. С экрана пахнуло жизнью столь натуральной, что жадно впитываешь ее приметы до мельчайших деталей - ее воздух. Какие там домики, в этом Трубчевске, какие кафешки, завалинки, и как старается самодеятельный оркестр, и как люди обедают, заседают, любопытствуют по-соседски, празднуют Новый год. Пахнуло домашним теплом, парным молоком, луговыми просторами и речными туманами - и эта человеческая интонация картины оказалась тем витамином, какого ощутимо не хватало нашему современному кино. А когда в финале мы окажемся в гуще праздника Победы, снятого практически документально, невольно вспомнятся знаменитые кадры Первомая в "Заставе Ильича" Марлена Хуциева, но вспомнятся уже с грустным ощущением чего-то жизненно важного, что отлетело навсегда.

В Каннах показали два фильма на основе автобиографий

Лариса Садилова сделала фильм, для характеристики которого подходит слово "теплый". Не мозговой, не компьютерный, не вымученно придуманный - из земли выросший, живой. Продиктованный и одушевленный любовью к этой земле и ее людям - простодушным и природно мудрым, несовершенным, но кто бросит камень? У фильма нет публицистической задачи, он никого не разоблачает и выводов не навязывает - занят делом, о котором наше кино в амбициозной суете стало забывать: рассказывает человеческую историю. Рассказчик Садилова умелый: свободно обращается с быстротекущим временем, спрессовывает месяцы и растягивает мгновение, где нужно - линейный рассказ, где нужно - пунктир, мы видим характеры и отношения в развитии. Такие негромкие, но разрушительные человеческие драмы бушуют и в Трубчевске, и в Москве, и в Париже. Получился абсолютно российский и при этом совершенно европейский фильм, понятный и волнующий зрителей в любой точке мира.

Наше кино