07.06.2019 18:02
Культура

На Санкт-Петербургском форуме обсудили развитие кино в России

Текст:  Сусанна Альперина (Санкт-Петербург\) Сергей Михеев
В Санкт-Петербурге нетипичная для начала июня жара - 30 градусов. Подстать погоде развернулась горячая панельная дискуссия на ПМЭФ, посвященная развитию киноиндустрии в нашей стране. Тема была заявлена как "Главные роли кинопроизводства в России". Организовала событие администрация Краснодарского края, в их павильоне на ПМЭФ и собрались ведущие деятели отечественной киноиндустрии.
/ Сергей Карпухин/ТАСС
Читать на сайте RG.RU
Сессия "Главные роли кинопроизводства в России" в рамках XXIII ПМЭФ

Краснодарский край весьма заинтересован в том, чтобы на его территории происходили съемки новых фильмов и сериалов - благо погодные условия позволяют. В развитие кинопроцесса они вкладываются серьезно - как знать, возможно через несколько лет об этом регионе будут говорить, как о российском Голливуде или сравнивать с знаменитой итальянской студией "Чинечитта". О планах обозревателю "РГ" рассказала представитель администрации Краснодарского края Юлиана Медведева, и нужно признать - такие намерения заслуживают уважения.

Это подтвердила и дискуссия на экономическом форуме, модератором которой выступила Александра Модестова - генеральный директор компании "Экспоконтент", глава представительства Reed Midem в России - один из ведущих специалистов в нашей стране по продвижению контента за рубежом. Как продвигать наше кино в других государствах - это был один из трех вопросов, к которым свелось обсуждение. Два остальных - рибейты (возврат средств, затраченных на съемки в регионах) и кинокомиссии, а также - копродукция с другими странами.

Стало известно, где будут снимать сиквел "Последнего богатыря"

Министр культуры Владимир Мединский отказался выступать первым. Он заготовил речь, но предпочел вначале послушать, что скажут остальные. Продюсер Сергей Сельянов, глава АПКиТ - Ассоциации продюсеров кино и ТВ (соорганизатора панельной дискуссии) - не заставил себя упрашивать - кто, как ни он, лучше всех знает, как обстоят дела с инвестиционным климатом в киноотрасли и возможностью кооперироваться с зарубежными партнерами.

"Контент сегодня действительно владеет миром" - отметил Сельянов и добавил: "Нам тесно в Москве, иногда в Санкт-Петербурге, и в Минске, хотим подключить страну к этому увлекательному делу - производству контента". "Кино заслуживает любви, и мы на нее рассчитываем" - подчеркнул продюсер. И выразил эту "любовь" в процентах: возврат средств регионами в размере 25-30 процентов он считает оптимальным на сегодняшний день.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов стал одним из главных героев кинособрания. В своем первом выступлении он рассказал о том, что делает его регион для того, чтобы в нем функционировали и рибейты, и кинокомиссия. Он говорил и о системе грантовой поддержки, и о школе кинопроизводства, и что кино - это даже интереснее, чем автокомплектующие, например. Когда губернатор сказал, что готов оплачивать кинематографистам авиаперевозки групп и аппаратуры - собравшиеся зааплодировали. Продюсер Джаник Файзиев - один из топ-менеджеров киностудии "КИТ" позднее даже сказал, что под такие условия готов перекроить любой сценарий.

После Сергея Морозова выступил британец Джонатан Ольсберг - специалист мирового масштаба в вопросе работы кинокомиссий. Но уже следующий спикер - Александр Шапиро, наш соотечественник, постоянно проживающий и работающий в Лос-Анджелесе, зажег "первую спичку", благодаря которой разгорелся костер дискуссии. У него большие планы в сотрудничестве с Россией, которыми он делился еще в рамках кинорынка на Каннском кинофестивале, и он поднял больной вопрос о банковских отчетах, требующихся в механизме рибейтов. Шапиро не делал акцент на этом, упомянув проблему вскользь. Но на ней заострил внимание министр культуры.

Забегая вперед, скажем, что Владимир Мединский так и не прочитал на панельной дискуссии свой заранее подготовленный доклад - во всеуслышание отказался. И на вопрос обозревателя "РГ", что было в этом докладе, из того, что не прозвучало в обсуждениях, лишь в сердцах махнул рукой. Настолько его задело все происходящее. Министр практически устроил "очную ставку" между продюсерами и представителями регионов, чтобы обе стороны проговорили все, что у них наболело. И стесняться никто не стал.

Позднее - кинопродюсер Влад Ряшин в своем выступлении словно подвел общий итог. Основные проблемы - сложности с визовым режимом, в частности - разрешением на работу для иностранных граждан, с международным страхованием, слабое развитие финансовых институтов (вот сюда можно отнести банковские справки и отчеты). Продюсер также сказал о профессиональных аспектах - отсутствии опыта в разных областях у работников киноиндустрии - от исполнительных и линейных продюсеров до простых осветителей. Одна из таких проблем - знание иностранных языков.

Все сказанное касается и рибейтов, и кинокомиссий, и копродукции. Но пока до итогов не дошло, министр культуры рьяно защищал действующее законодательство и расспрашивал представителей обеих сторон: чем же еще может помочь его ведомство. Продюсер, режиссер и актер Федор Бондарчук, когда ему предоставили слово, вступился и за министра, и за государство, и был довольно резок. "Это не мы должны вас тут развлекать, - сказал он, обращаясь к представителям регионов. - Это вы должны сидеть на местах спикеров и бороться за то, чтобы мы приехали снимать именно к вам". Бондарчук, правда, и поблагодарил регионы за их старания, но смысл его речи сводился к тому, что все в руках региональных властей - как привлечь кинематографистов, как показывать в кино свой регион, какие создавать условия, чтобы съемки проходили не в Литве и Чехии, например, а в России, которой есть чем гордиться. Похвалил продюсер только Москву - привел в пример столицу, которая обеспечивает и кинокомиссию, и рибейты на должном уровне. Александр Кибовский - глава Департамента культуры Москвы, присутствующий на дискуссии, радостно заулыбался.

Китай хочет купить первый сезон нового "Простоквашина"

"Мне хочется плакать", - вздохнул Владимир Мединский в какой-то момент, реагируя на пламенную речь Бондарчука, имея в виду, что министерство культуры старается сделать все возможное, чтобы обеспечить нормальную работу представителям кинематографической отрасли. Но продюсеры торопились выговориться о наболевшем. Джаник Файзиев в своем выступлении сказал, что "нам всем надоело "квартирно-коридорное кино", которое мы смотрим в телевизоре (имеется в виду отсутствие локаций и бюджетов). Алексей Учитель рассказал, что в Латвии, помимо городского рибейта (скажем, в Риге), есть еще и федеральный. 25 процентов возврата от городских властей, и 25 - от федеральных - и продюсер ходит "в дамках". Кстати, именно в копродукции с Латвией Учитель собирается снимать свой новый фильм о Викторе Цое. Представитель кинокомпании "Марс Медиа" Юлия Иванова рассказала, как Чехия вернула им 20 процентов средств, затраченных на съемки.

Однако, каждый из выступающих продюсеров в итоге вышел с панельной дискуссии обнадеженным, поскольку прозвучал и ряд хороших новостей, касающихся нашего ближайшего будущего. Так, Вячеслав Муругов - генеральный директор холдинга "СТС-Медиа" - рассказал о том, что продолжит привлекать Россию к сотрудничеству c международной кино и телеакадемией Emmy - в этом году привезет ее представителей в Санкт-Петербург (в прошлом году Emmy впервые пожаловала в Москву). Евгения Данильченко - представитель Российского экспортного центра - напомнила, что с 1 июля отменяется НДС для иностранцев. Кирилл Ильичев рассказал о планах Московского экспортного центра сделать специальные стенды на крупнейших кинорынках в Канаде и США. Также он напомнил о ряде других возможностей для кинематографистов. Например, о том, что Сергей Собянин издал указ о создании в Москве креативных технопарков (Юлианна Слащева - председатель правления киностудии "Союзмультфильм" - первопроходца в этом направлении - также присутствовала на киносессии). Регионы могут перенять инициативу. А Владимир Утин - глава российского представительства Sony Pictures Television - подчеркнул, что Россия хорошо научилась адаптировать форматы, осталось научиться продавать свои. Он также рассказал, что его компания закончила делать сериал для китайского аналога Netflix, а значит, есть опыт, которым можно поделиться. Для этого - обмена опытом - собственно, и собрались все на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Наше кино Санкт-Петербург Краснодарский край Северо-Запад Кубань. Северный Кавказ