Глава российского правительства принял участие в работе Международной конференции труда, организованной в швейцарской Женеве по случаю 100-летия Международной организации труда. Делегации из десятков стран мира в течение нескольких недель будут обсуждать развитие трудовых отношений в современном и быстроразвивающемся мире. А изменения могут быть существенными.
- Технологический прогресс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени, к расширению досуга. Весьма вероятно, что будущее - за четырехдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта, - заявил Медведев, выступая на конференции.
Сто лет назад, напомнил премьер-министр, промышленник Генри Форд принял решение сократить рабочую неделю своих сотрудников с 48 до 40 часов и получил впечатляющий рост производительности труда. Также он рассказал об опыте одной компании из Новой Зеландии, которая ввела четырехдневную неделю, а производительность труда в пересчете на один час рабочего времени выросла на 20 процентов.
В российском правительстве к такому развитию событий готовятся. "Эти четыре дня - это как раз возможный ответ на трансформирующийся мир вызовов, когда одни профессии будут умирать, другие будут приходить им на смену, - сказала вице-премьер Татьяна Голикова в разговоре с журналистами. - Возможно, с учетом такой глобальной цифровизации не потребуется такого большого количества трудовых ресурсов, занятых на конкретном рабочем месте". Важно иметь в виду вопросы социальных гарантий граждан и зарплаты, подчеркнула она. "Какую заработную плату они будут получать: такую же, как когда они были заняты пять дней или чуть больше, или в уменьшенном виде, здесь вопрос остается открытым", - сказала зампред правительства.
Второй эффект от четырехдневной рабочей недели - снижение стресса у сотрудников. "Постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью, хроническим стрессом, - отметил Дмитрий Медведев. - Люди подчас просто сгорают на работе. Все это приводит к снижению производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях". Всемирная ассамблея здравоохранения несколько недель назад признала болезнью синдром эмоционального выгорания. "Нам нужны новые подходы к таким базовым понятиям, как рабочий день и рабочее место, - считает председатель правительства России. - Речь идет о более лояльной организации рабочего времени: гибкие графики, дистанционные форматы, вызов сотрудников по мере необходимости".
С фундаментальными переменами на рынке труда сталкиваются абсолютно все страны. А поскольку мир сегодня глобализирован, то регулирование трудовых отношений нуждается в общих принципах, считает Дмитрий Медведев. Однако действия отдельных стран не только мешают сформировать такие единые подходы, но расшатывают складывавшийся десятилетиями существующий миропорядок. "Такие вещи, как нелегитимные санкции, протекционизм, торговые войны, другие искусственные барьеры, негативно сказываются в том числе на состоянии рынка труда, на экономике стран в целом", - указал премьер. Поведение отдельных стран в торгово-экономической сфере становится все более агрессивным, буквально на грани произвола, добавил премьер.
- Россия против новых "берлинских стен", мы придерживаемся принципов открытости, уважения национальных интересов, взаимовыгодного сотрудничества, - заверил Медведев.