Свой первый полет он совершил в минувшем апреле. Гигант взлетел с полигона в пустыне Мохаве: находился в воздухе 2,5 часа на высоте более 5 километров с максимальной скоростью 304 км/ч. Главная изюминка машины - рекордный размах ее крыльев - 117,3 метра! У нее шесть двигателей и два фюзеляжа, между которыми и должны перевозиться ракеты. У самолета 28 шасси, вес 227 тонны. Он спроектирован под максимальный взлетный вес в 590 тонн. Если совсем просто, то сценарий запуска выглядит примерно так: набрав высоту, мегасамолет сбрасывает ракету-носитель, которая запускает двигатели и уже стартует в космос непосредственно с воздуха. По словам специалистов, это новый подход к космическим полетам.
Stratolaunch разработан и построен частной американской фирмой. По имеющимся данным, она была создана соучредителем Microsoft Полом Алленом в 2011 году. Меньше года назад он умер. Почему холдинговая компания, которая сейчас контролирует большую часть его имущества, выставила на продажу единственный построенный самолет-носитель, а также все научные и опытно-конструкторские разработки, не сообщается. Однако западные СМИ не исключают, что проектом могут заинтересоваться серьезные аэрокосмические компании. Включая Илона Маска.
Кстати, есть информация, что в 400 миллионов долларов войдет вся интеллектуальная собственность и инфраструктура, связанная с проектом.
Системы воздушного старта имеют ряд очевидных преимуществ перед традиционными ракетами-носителями, стартующими со стационарных пусковых комплексов на Земле. Вот лишь некоторые из них. Самолет-носитель фактически является многоразовой первой ступенью, которая после пуска возвращается на аэродром и может использоваться повторно. Одно это может значительно снизить стоимость выведения полезных грузов в космос.
Важно, что ракета-носитель стартует не с поверхности Земли, а с высоты 8-10 километров, куда ее поднимает самолет, "передавая" ей в момент сброса не только свою высоту, но и свою скорость полета, что тоже повышает ее эффективность. Такие авиационно-космические системы особенно актуальны для стран, расположенных в умеренных широтах, в первую очередь России. Они позволяют, стартовав с российского аэродрома, долететь до экватора и там запустить спутник на геостационарную орбиту без потерь топлива на поворот плоскости орбиты. И еще плюс. Со всех стационарных космодромов, как правило, запуск возможен только в определенных направлениях, ограниченных заранее фиксированными районами падения отработанных ступеней ракеты-носителя. А самолет может запускать ракету практически в любом направлении. Поэтому всегда можно выбрать точку воздушного старта так, чтобы место падения отработанных ступеней приходилось в безлюдные районы Мирового океана. По мнению специалистов, такие самолеты смогут кардинально изменить ситуацию на рынке космических услуг.
Мировые СМИ облетели кадры из международного аэропорта имени маршала авиации Эдуарду Гомеша в бразильском городе Манаус, где аварийную посадку совершил пассажирский ATR 42 местной региональной авиакомпании. По неустановленным пока причинам среднемагистральный двухмоторный турбовинтовой самолет, выполнявший внутренний рейс до Карауари, вынужден был вернуться в аэропорт через несколько минут после вылета. При этом ему не удалось выпустить шасси, так что воздушное судно приземлилось на "брюхо". Как сообщают бразильские СМИ, на его борту находились 34 человека. О профессионализме действий экипажа свидетельствует тот факт, что во время маневра никто не пострадал, только два пассажира получили легкие травмы уже во время эвакуации, когда у людей началась паника, спровоцировавшая давку. Это подтверждают очевидцы, например 24-летний студент Дарлем Майя, находившийся в салоне. "Нам показалось, что наш самолет загорелся. Дети начали плакать, женщины стали кричать. При этом нас никто не предупредил, что может случиться что-то плохое", - цитирует молодого человека портал Globo. В авиакомпании TRIP Linhas Aereas по горячим следам заявили, что "пилоты следовали всем стандартам, предусмотренным при подобных происшествиях, с соблюдением международных требований для обеспечения безопасности полетов".
Месяц назад похожее авиапроисшествие случилось с бразильским самолетом Embraer E-Jet (модель 190LR) Национальной авиакомпании Мьянмы. Воздушное судно, на борту которого находились 90 человек, село без передней стойки шасси в аэропорту города Мандалай. Также обошлось без пострадавших.
Подготовила Екатерина Забродина