22.06.2019 09:59
Культура

Конкурс Чайковского: с чего все начиналось

Текст:  Ада Айнбиндер
Международный конкурс имени Чайковского - одно из самых ожидаемых событий в области классической музыки, которое уже 61 год приковывает внимание музыкантов, публики, СМИ со всего мира. Вспомним, с чего же все начиналось?
/ Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину.
Читать на сайте RG.RU

Идея проведения конкурса музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского появилась еще в 1939 году, когда на самом высоком государственном уровне готовился план мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Чайковского в 1940 году. Замысел  тогда не осуществился: в 1941 году началась Великая Отечественная война. К идее конкурса вернулись уже после поднятия "железного занавеса", в самый разгар оттепели.

5 февраля 1958 года вышло постановление коллегии Министерства культуры СССР "О подготовке и проведении Международного конкурса пианистов и скрипачей имени П.И. Чайковского".
В этом постановлении утвержден порядок проведения конкурса, состав жюри, принято предложение оргкомитета, который возглавлял Дмитрий Шостакович,  о выдвижении заместителем председателя Александра Гольденвейзера.

Также решено было выпустить целый ряд изданий- помимо буклетов об участниках должны были выйти альбом "Чайковский в Клину", буклеты о Московской консерватории и ЦМШ и так называемый плакат-выставка "П.И. Чайковский - великий русский композитор". Вскоре после окончания конкурса планировалось издать книгу материалов о нем. Отдел издательств министерства культуры СССР должен был обеспечить выход к конкурсу серии фото открыток о жизни и деятельности Чайковского и портрет композитора, а отдел изобразительных искусств и охраны памятников - выпуск фарфорового бюста Чайковского, причем  все - массовым тиражом. Отдельным пунктом стояла подготовка Дома-музея Чайковского в Клину для приема участников конкурса, членов жюри и зарубежных гостей. Всех советских конкурсантов планировалось поселить  в доме творчества Союза композиторов СССР "Руза", для чего попросили выделить двадцать мест.

Первый конкурс проходил в Москве по двум специальностям "фортепиано" и "скрипка" и длился почти месяц: с 18 марта  по 14 апреля. Состязания в двух номинациях проходили не одновременно. Сначала соревновались скрипачи. Прослушивания проходили два раза в день - три часа утром и три часа вечером. Между первым и вторым туром был запланирован день отдыха для "экскурсий, посещения театров и концертных залов по особому плану". Третий тур у скрипачей завершился на двенадцатый день конкурса, тогда же должен был быть объявлен победитель по этой специальности.

На конкурсе Чайковского продолжают свои выступления духовики

Вслед за скрипачами начался конкурс для пианистов. Он проходил в том же регламенте, правда день отдыха попал на середину второго тура. Также в официальном календарном плане были предусмотрены приемы у председателя Оргкомитета Дмитрия Шостаковича, обед у председателя жюри Давида Ойстраха для жюри и гостей конкурса скрипачей, а также у Эмиля Гилельса для жюри и гостей фортепианного состязания. Конкурс, как известно, прошел с огромным успехом, настоящим героем и легендой стал победитель конкурса пианистов американец Ван Клиберн.

Буквально через несколько дней после завершения конкурса, 26 апреля 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР за подписью Никиты Хрущева о регулярном проведении Международного конкурса имени П.И. Чайковского раз в четыре года. Так началась долгая история одного из самых известных и престижных в мире музыкальных состязаний . Она продолжается.

Классика