26.06.2019 12:05
Культура

Пианисты на Конкурсе Чайковского играют концерты с оркестром

Текст:  Наталья Зимянина
Третий тур конкурса Чайковского для меломанов - все равно, что финал футбольного чемпионата. Только страсти потоньше, игра проходит в гробовой тишине, в зале душно, никто не шелохнется. Каждый уже болеет за своего участника и готов отстаивать его достоинства в яростных спорах. Теперь в Большом зале консерватории - настоящие концерты, уже с симфоническим оркестром: пианистов сопровождает великолепный ГАСО под управлением специально приглашенной мировой звезды - предельно волевого и четкого дирижера Василия Петренко.
Читать на сайте RG.RU
Выступление конкурсантов на XVI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве

Поэтому уже за час до прослушиваний на подступах к консерватории собираются стайки людей, обсуждающих в том числе и вопрос: а как все-таки проникнуть в зал, если все билеты давно проданы? Обсуждаются какие-то тайные ходы по подвалам и чердакам. У спекулянтов не лучший билет стоит 8 тысяч рублей. И что вы думаете? Покупают!

Конкурс Чайковского: с чего все начиналось

На Константина Емельянова возлагали много надежд - настолько успешен он был в двух турах, поразив, прежде всего, особенным звуком, ровностью, почти забытой интеллигентностью. Увы, финал конкурса жесток. В Третьем концерте Прокофьева лучше всего у конкурсанта получается марево, от которого буквально впадаешь в очарование. Однако в этом шедевре 20-х годов прошлого века главное - с безоглядной решимостью передать неумолимые, сносящие крыши, ритмы того времени, а Емельянов - пианист, я бы сказала, чеховского толка.

Так, и Первом концерте Чайковского, главной звуковой эмблеме конкурса, он выделывает затейливые тонкости там, где можно было бы обойтись святой простотой - каждому хочется хоть как-то разнообразить нерушимый шаблон. Но ювелирные красоты изумительного молодого мастера, жемчуг его поразительной техники в Первом концерте Чайковского резко упали в цене. Спасибо, хоть не грохотал, а обаяние емельяновского звука окутывало зал.

Приятно, что дирижер Петренко, который за весь вечер ни разу головы не повернул к конкурсантам, имеет обыкновение после их выступления поворачиваться лицом к залу и долго хлопать и продолжать полновесно аплодировать, уходя за исполнителем со сцены.

Вслед за ним по совпадению абсолютно с той же программой выступил Дмитрий Шишкин - у них с соперником поклонников примерно пополам. Шишкин, напротив, начал Чайковским - с безукоризненно выверенными по звуку мощными октавами, с хорошо знакомыми темами, которые после английских газонов предшественника обрели наконец плоть и кровь. В идеальном сочетании воды мертвой и живой, чего полно у Прокофьева, вышел его незабываемый Третий концерт.

Член жюри Конкурса Чайковского дала советы молодым певцам

Дмитрий сорвал такие долгие овации, что можно было только порадоваться за пианиста, который давно должен занять подобающее место в ареопаге российских фортепианных небожителей, но по какой-то своей удивительной скромности все ждет, что большая слава сойдет на него с небес. С музыкантами это часто бывает. Так может быть, оно случится сейчас, на этом конкурсе?.. На выступлении Шишкина публика в партере уже стояла у стенок, что строжайше запрещено. Но если народ очень хочет, его же не остановить. Некоторые даже любят слушать весь вечер стоя - есть теория, что в экстремальном состоянии восприятие обостряется.

Однако выстоять китайского пианиста Тяньсю Аня невозможно. Ну вот, рояль наконец и загрохотал! Да, хотелось встать во фрунт и отдать честь: ведь в четкой, как по приказу офицера, Рапсодии на тему Паганини, от Рахманинова не осталось ничего. А в Первом концерте Чайковского, где пианист особенно старался, казалось, сами его пальцы источают нечто металлическое. Возможно, этот звуковой привкус - особенность нового китайского рояля "Янцзы Ривер", привезенного на конкурс впервые (каждый участник сам выбирает инструмент; а некоторые имеют договоренности с фирмами - это не возбраняется).

Дальше мы услышим в один вечер Алексея Мельникова и Александра Канторова (Франция), а в четверг пианистический конкурс завершат еще два его явных лидера: японец Мао Фудзита и американец Кеннет Броберг, настолько сильные, что уж не знаю - не вызовут ли к памятнику Чайковского конную милицию, как это однажды случилось, когда с концертом в Москву приезжал Вэн Клайберн.

Классика