Первую премию ожидаемо получил блестящий флейтист и настоящий профессионал, россиянин Матвей Демин.
Второе место получила также флейта, очень живая и искренняя венесуэльская исполнительница Джойди Бланко.
На третью ступень почетного пьедестала взошел глубокий музыкант, мастер звука, итальянский кларнетист Алессандро Беверари.
Остальные места были распределены следующим образом: французская фаготистка Лола Дескур, мариинский кларнетист Никита Ваганов, гобоист из Германии Юри Валлентино и, наконец, еще одна мариинская артистка оркестра София Виланд (флейта).
Несмотря на усталость, переключение в иное акустическое пространство с оркестром и дирижером (игре финалистом аккомпанировал оркестр Мариинского театра во главе с Кристианом Кнаппом), все участники показали себя очень достойно, продемонстрировав настоящую артистическую зрелость и превратив третий тур в подлинный праздник музыки.
Сразу после объявления итогов конкурса корреспонденту Георгию Ковалевскому удалось взять небольшие реплики-комментарии у победителей.
Что для вас значило участие в этом конкурсе, и насколько важно для вас было победить?
Матвей Демин: Это было важно, как никогда! Ведь наша номинация впервые появилась в конкурсе Чайковского, и даже просто выйти в финал уже означало войти в историю, не говоря уже о том, чтобы победить. Когда объявили имена финалистов, я уже был безмерно рад, потому что все ребята, которые были со мной, прекрасные музыканты и они все вошли в историю. Я несказанно рад и польщен такой высокой оценкой со стороны жюри.
Какой тур для вас был самым трудным?
Матвей Демин: Трудно было во всех. В первом туре было сложно играть в плане моральном, во втором, в техническом плане, и в третьем было тяжело от осознания ответственности и понимания, что тебя смотрит огромная аудитория и онлайн, и в зале… Нельзя недооценивать ни один тур.
Вы ощущали поддержку публики и зрителей?
Матвей Демин: Конечно! Я был очень приятно удивлен такой большой и искренней поддержкой!
Вы учились игре на флейте в Венесуэле и в Европе. В чем была главная разница школ?
Джойди Бланко: В Венесуэле мы очень много работали в ансамбле. Наша группа состояла из 20 флейтистов, которые вместе играли, учась слушать и слышать друг друга. В Европе же мне пришлось больше концентрироваться на деталях и нюансах. Это два разных подхода, но вместе они очень хорошо дополняют друг друга.
Вы рассчитывали оказаться в финале среди призеров?
Джойди Бланко: Я очень много работала и больше думала не о победе, а о том, чтобы хорошо сыграть в каждом туре.
А в каком туре для вас было труднее всего выступать?
Джойди Бланко: Самым сложным для меня оказался третий тур. Прежде всего из-за сильной усталости, и, может быть, это проявилось сегодня в моей игре. Но мне очень понравился репертуар в финале. Он был очень сложен и одновременно очень красив.
Ваша реакция на оглашение списка победителей?
Алессандро Беверари: Я не мог поверить, что занял это место, потому что, играя сегодня, отмечал все свои недостатки и сразу слышал то, что не удалось. Когда я сегодня играл, то сразу внутри оценивал - это было хорошо, а это не очень. Иногда даже сам себе удивлялся, - неужели так здорово получилось сыграть.
Какой тур оказался для вас самым трудным?
Алессандро Беверари: Для меня самым сложным оказался второй тур. Пьесы Шумана очень красивые, но и очень сложные. Фантазия на темы "Риголетто" Верди требует очень длинного дыхания, поэтому пришлось весьма непросто.
Что для вас главное в игре?
Алессандро Беверари: Самое главное, это передать те чувства и эмоции, которые композитор заложил в свое произведение. Поэтому играя, я стараюсь максимально сосредоточиться на музыке…
Вы ведь первые раз в Петербурге и в России. Ваши впечатления от страны?
Алессандро Беверари: Я заметил здесь очень большую любовь к академической музыке, даже больше чем в Италии. Здесь, в России, много людей приходило послушать и поддержать участников конкурса, и я почувствовал, что люди в курсе того, что происходит в музыкальном мире. В коридорах зала мне встречались незнакомые люди, которые меня поздравляли, и это делало меня невероятно счастливым. Я думаю, что в России музыка - важнейшая часть культуры. Надеюсь принести это понимание к себе в Италию.
Члена жюри Борис Аллахвердян (Россия - США):
Насколько трудно вам было оценивать инструменты, которые не являются вашими? К тому же у каждого инструмента была по-разному составлена программа.
Борис Аллахвердян: Конечно, легче судить только свои инструменты. Я, например, недавно был в жюри конкурса Карла Нильсена в собственной номинации "кларнет". И, конечно, это проще. Но, по-моему, здесь у нас тоже все получилось. Мне кажется, так даже интересней, когда есть другие инструменты.
Как вы оцениваете уровень участников по сравнению, например, с тем же конкурсом Нильсена, где вы недавно были?
Борис Аллахвердян: Уровень чрезвычайно высокий! Это было понятно уже на первом туре.
Духовые инструменты больше воспринимают как оркестровые, насколько помогают подобные конкурсы изменить такое восприятие?
Борис Аллахвердян: Я считаю, это пока получается удачно. Мне кажется, идея включить деревянные духовые в программу конкурса Чайковского, точно успешна! Мы с вами наблюдали шикарных исполнителей, которые играли со своим характером и харизмой. Так что процесс удался!