28.06.2019 16:59
Санкт-Петербург

В СПбГАСУ создали концепцию развития Выборгской стороны

В СПбГАСУ создали концепцию развития Выборгской стороны
Текст:  Вера Черенева (Санкт-Петербург)
Около сотни студентов архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета разработали проект планировки Выборгской стороны. Учащиеся предложили превратить "серый пояс" в уникальную зону жилой, общественной и деловой застройки, которая способна стать новым центром притяжения для жителей Петербурга и туристов.
/ Пресс-служба СПбГАСУ
Читать на сайте RG.RU

- Это была дипломная квалификационная работа студентов, - говорит декан архитектурного факультета СПбГАСУ Федор Перов. - Учащиеся попробовали себя в роли градостроителей, выполнив планировку территории, также каждый студент разработал проект конкретного объекта, представив как чертежи, так и модель каждого здания.

В СПбГАСУ прошла международная конференция по BIM-моделированию

Работа была проведена колоссальная. Студенты изучили Выборгскую сторону, прошли по всем улицам территории, подняли архивные документы и предложили принципиально новый вариант редевелопмента данной промышленной зоны.

- У Выборгской стороны очень непростая судьба. В конце XIX - начале ХХ века границы Петербурга уже сложились, и здесь была промышленная окраина. Прошло сто лет, и эта промышленная зона оказалась практически в центре города. Здесь очень дорогая земля, очень хорошая локация, но данная территория, можно сказать с уверенностью, используется неэффективно. Крупных промышленных предприятий здесь практически не осталось, на бывших заводских территориях появились новые собственники, которые, как правило, владеют совсем небольшой частью, многие помещения сдаются в аренду. При этом на территории много памятников архитектуры. Это не тот парадный Петербург, что создавал, например, Растрелли, но на Выборгской стороне есть уникальные примеры промышленной архитектуры, такие памятники создают особую атмосферу, дух города, - отмечает Федор Перов.

Сейчас Выборгская сторона постепенно застраивается современными жилыми домами. Но происходит это несколько хаотично, когда застройщики получают небольшие участки земли и реализуют там свои проекты. При таком подходе, считают на архитектурном факультете, просто невозможно добиться комплексного развития территории, предусмотреть, например, те же общественные пространства. Да и сами застройщики действуют кто во что горазд, у каждой компании свои проекты, которые могут диссонировать с соседними объектами. Получается этакое лоскутное одеяло.

Студенты предложили другой подход. В первую очередь они сделали ставку на повышение транспортной доступности территорий Выборгской стороны. Федор Перов отмечает, что в этом районе города главным вызовом для архитекторов, да и для всех, кто здесь живет и работает, становятся железнодорожные пути.

СПбГАСУ провел международную конференцию по управлению проектами

В рамках квалификационной работы студенты разработали через железнодорожные пути проект перехода. Учащиеся посчитали, что обычный переход в форме рамки, типа тех, что установлены вдоль городских трасс, будет слишком скучен, и разработали футуристическое строение, которое предложили разместить прямо за Финляндским вокзалом.

- Если в этой зоне появится переход, сюда начнут стремиться люди, появится зона оживления, что станет импульсом для формирования рынка, - объясняет декан архитектурного факультета. - Также через несколько кварталов на север от перехода обозначена станция метро. О том, что она появится на Выборгской стороне, говорят уже давно.

Дорогу между переходом через пути к метро студенты предложили превратить в зеленый бульвар. Вообще зелени в концепции довольно много. Федор Перов говорит, что это неспроста. Зеленые насаждения играют особую роль в жизни города, они повышают ценность территории, ведь во всем мире люди стремятся проводить досуг именно там, где есть парки и скверы.

Существующие промышленные здания студенты предложили адаптировать под современное использование. Например, небольшой кирпичный ангар конца XIX века в их проекте превращен в досуговый центр при новой школе. Эта идея вполне укладывается в существующий подход к формированию городской среды, когда в зонах жилой застройки объекты для занятий спортом и творческой деятельностью открывают для всех жителей территории.

Небольшие промзоны на Выборгской стороне все же остаются. По словам декана, это тоже оправданно, на территории необходимо создавать рабочие места. Жилые кварталы в проекте мирно соседствуют с общественными пространствами. Причем последним студенты уделили особую роль.

В СПбГАСУ прошла международная конференция по транспортному планированию

- Очень часто под общественным пространством понимается заасфальтированная улица с лавочками и деревьями. Но, на самом деле, это просто благоустроенная улица и ничего больше. Ключевую роль в формировании общественного пространства имеет окружение, вокруг должны быть интересные здания, "маяки". Например, во многих странах есть практика, когда на, казалось бы, депрессивной территории создают удивительное, ни на что не похожее здание. Это - как раз такой "маяк". Люди специально приезжают, чтобы его увидеть, и такое здание становится городской достопримечательностью. В Петербурге к числу таких объектов пока можно отнести, пожалуй, только Лахта-центр. Общественное пространство должно использоваться не только днем, но и ночью, там необходимо предусмотреть возможность для проведения массовых мероприятий, также должны быть локации для разных групп людей. Например, Невский проспект можно назвать общественным пространством. Но Петербург не может жить, лишь пожиная плоды трудов архитекторов прошлого, - говорит Федор Перов. - Если мы хотим, чтобы город развивался, нам нужно создавать что-то новое. И ребята, которые выпустили этот проект, как раз предложили новое видение Выборгской стороны.

Стоит отметить, что столь масштабные проекты юные архитекторы создают регулярно. Так, в прошлом году студенты защищали дипломные работы по развитию Адмиралтейского района. А в следующем году они предложат концепцию развития Кронштадта.

Санкт-Петербург Северо-Запад