Директор театра "Мюзик-Холл" Юлия Стрижак, не первый год возглавляющая крупный open-air фестиваль "Опера - всем", признается:
- Проект в целом стоит дорого, более двадцати миллионов. Но учтите, что это четыре огромных оперных спектакля, где мы устанавливаем сцены со специальным покрытием, экраны, декорации. Всегда задействуем первоклассных постановщиков, музыкантов, солистов, хорошие оркестры. Все исполнители получают достойные гонорары. Примерно треть потраченной суммы покрывают спонсорские взносы. Еще какую-то часть - субсидии из городского бюджета. Но главное - мы даем возможность петербуржцам бесплатно приобщиться к самому элитарному из всех искусств - к опере. И не случайно аудитория этих спектаклей исчисляется тысячами зрителей.
По словам председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко, в экспертную комиссию на рассмотрение ежегодно поступает 350-400 заявок от инициаторов всевозможных фестивалей. Стоимость их очень разная, колеблется от 700-800 тысяч (как, например, первый валторновый фестиваль) и до 40-45 миллионов (цена международного балетного фестиваля Dance open).
- К каждой такой заявке мы подходим максимально лояльно, - говорит Константин Сухенко. - Понимая, что за каждой стоят творчески состоятельные люди, мы стараемся удовлетворить большую часть заявок. Получается, удовлетворяем порядка 250. Субсидия может составлять и тридцать, и пятьдесят, а то и все сто процентов.
Не все фестивали, даже на открытом воздухе, допускают свободный вход зрителей. Некоторые - как тот же Dance open - продают билеты, причем достаточно дорогие. И все равно вокруг него ажиотаж, билетов не достать. Но эксперты единодушны: высокодоходным бизнесом этот вид деятельности назвать нельзя.
Однако есть и другой формат фестивалей - когда устроители превращают свое увлечение, свой платонический интерес к искусству во вполне доходное предприятие. Таковым, например, стали фестивали комиксов, которые устраивают директор одного из крупнейших издательств комиксов Михаил Богданов и его команда. Цена БигФеста - Большого фестиваля комиксов, косплея и музыки - составляет около восьми миллионов рублей. Билеты на него - от 500 до 1200 рублей. За два дня он собирает порядка десяти тысяч зрителей, причем почти половина - до 45 процентов - это приезжие из других регионов страны и из-за рубежа.
- Мы нынче будем проводить БигФест третий раз и впервые выходим в прибыль, - говорит Михаил Богданов. - Более девяноста процентов расходов отбивают билеты. Мы поняли: чтобы фестиваль стал прибыльным, он, как и любое дело, должен получить раскрутку, репутацию. Нам помогло то, что уже много лет трижды в год мы проводим маленькие фестивали комиксов - МикроКомиКоны. Вход на них часто делаем бесплатным, но они помогают создать репутацию БигФесту.
Владимир Русинов, устроитель блюзового фестиваля "Мосты", который второй раз пройдет в Санкт-Петербурге, говорит, что его себестоимость около десяти миллионов. Самая дорогая статья расходов - гонорары участников, а также визы, проживание, транспорт. Дальше по убывающей идут звук, сцена и оплата площадки.
Первый и главный получатель выгоды от летних фестивалей open-air - рядовой горожанин.
По самым скромным подсчетам, аудитория фестиваля "Опера - всем" в прошлом году составила около тридцати тысяч человек. А оперу "Царская невеста" на Соборной площади Петропавловской крепости, где обычно 12 июля в День равноапостольных Петра и Павла и открывается фестиваль, причем по традиции - русской классикой, посмотрели и послушали более двенадцати тысяч человек.
Уже этим летом у стен Петропавловской крепости прошел Первый международный фестиваль "ЭтоЭтно", хедлайнерами которого стали Эмир Кустурица и Горан Брегович. Он собрал более двадцати тысяч слушателей. А Константин Сухенко признается:
- Никогда ранее я не получал столько благодарственных эсэмэсок от слушателей, как после "ЭтоЭтно". Значит, мы выбрали правильную стратегию: подобные мероприятия городу нужны.
Второй в рейтинге - артист, которому фестивали open-air предоставляют возможность громко заявить о своих талантах.
Третий получатель выгоды - спонсоры. Как признался Павел Колчин, глава дирекции маркетинга одного из крупных петербургских банков, миллионные траты на фестиваль оборачиваются серьезными имиджевыми приобретениями. По крайней мере сейчас он с полным правом может позиционировать себя как "банк высокой культуры" и "банк для любимого города", что увеличивает доверие вкладчиков.
Четвертый получатель выгоды - сам город. И хотя, судя по названным расценкам, траты на мероприятия достаточно высоки, отдача от них очевидна. Сегодня Петербург - один из ведущих туристических регионов России. По итогам прошлого года количество туристов здесь составило 8,2 миллиона человек.
Ожидается, что туристический поток в этом году вырастет еще на десять процентов. Многие путешественники, планируя свой маршрут, учитывают события, которые будут происходить в это время в городе. Уже к 2023 году основной целью прибытия в Санкт-Петербург каждого пятого туриста станет событийный туризм.
И наконец - сами устроители. Михаил Богданов сказал, что за два дня фестиваля их издательство продает продукции столько же, сколько составляют продажи комиксов по всей России.