На том конце провода - губернатор Московской области Андрей Воробьев:
- Михаил Васильевич, здравствуйте, как ваше здоровье, как дела?
- Все хорошо. Мы теперь - живем!
- Довольны ремонтом? Чего-то еще не хватает?
- Отлично все сделали. Мы вам очень благодарны за помощь. Приезжайте в гости.
- Супруге большой привет, пусть бережет вас. В гости приедем обязательно.
Вот такая позитивная точка поставлена в истории ветерана Щербаева.
Напомним: Михаил Васильевич Щербаев, прошедший всю Великую Отечественную войну, потерявший в боях ногу, в Подмосковье приехал почти три года назад из Волгоградской области. Не то чтобы его сильно манили подмосковные красоты - уехал от семейных скандалов. Оставшись вдовцом, он очень скоро женился вновь - человеку, у которого вместо одной ноги негнущаяся деревяшка, тяжело обслуживать себя самостоятельно. Но против новой женитьбы резко выступил сын, который, видимо, рассчитывал на единоличное наследство. Каждодневные скандалы, угрозы, а то и рукоприкладство и вынудили ветерана искать лучшей доли в другом месте. Щербаев продал все, что у него было в Волгоградской области, и купил дом в Рузском округе Подмосковья.
Ну как дом... Четыре стены без водопровода, канализации и даже элементарного утепления. Видел ли фронтовик, что покупает? Да. Но ему сказали: ты герой войны, тебе там местная власть поможет. Обязана помочь. Был и еще один нюанс - продавец согласился на рассрочку. Этот недостроенный дом он продавал за три с лишним миллиона, у Щербаевых было только два. Остальное договорились погасить частями.
Так Михаил Васильевич с женой переехали в Рузский округ. Завели кур, чтобы побыстрее рассчитаться с долгами, оставляли себе на жизнь самый минимум, остальное переводили продавцу. Первую зиму прожили впопыхах, не особенно жалуясь на то, что спать приходится, не раздеваясь, что туалет во дворе, а крыльцо у дома такое, что спускаться с него и на двух здоровых ногах неудобно, что черновой пол в доме ходит ходуном... Не жаловались. Но потом бывший хозяин стал торопить с возвратом долга, угрожая выселить стариков на улицу. И Щербаев отправился за помощью в местную администрацию.
А там сказали: мы бы и рады, да прав не имеем. Нужно прожить в Подмосковье пять лет - только тогда можно рассчитывать на какую-то значимую помощь. А пока - вот вам набор одеял, чтобы было теплее. Формально работники местной администрации были правы. Но Михаилу Васильевичу Щербаеву тогда было 95, и в холодном доме он уже дважды болел пневмонией.
"Проживу ли я эти пять лет?!" - написал он в редакцию "Российской газеты". Стоял февраль, и мы поехали в Рузу - посмотреть, как живет ветеран. В доме было плюс семь. Щербаев бодрился, пел нам песни и читал стихи собственного сочинения. Но штурм обледенелого крыльца с каждым днем давался ему все сложнее. И он все чаще падал, спотыкаясь на неровном полу. Мы тогда объявили сбор денег для Михаила Васильевича среди читателей нашей газеты. И вместе с вами - за что огромное вам, дорогие читатели, спасибо! - к середине апреля собрали 507 тысяч рублей. На ремонт дома этого бы хватило, но был же еще и долг. И мы обратились в правительство Московской области.
Оттуда откликнулись быстро. "Поможем!" - пообещал губернатор Андрей Воробьев. И слово сдержал. Долг Михаила Щербаева за дом в размере 1,09 миллиона рублей область погасила за счет внебюджетных источников. 10 июня 2019 года ветеран с женой получили свидетельство о собственности. Преобразился за эти месяцы и их дом. Его утеплили, обили сайдингом, смонтировали систему отопления и провели канализацию. Теперь Михаилу Васильевичу, который две зимы прожил, не снимая верхней одежды, никакие морозы не страшны! И крыльцо больше не надо брать штурмом - его переделали так, чтобы ветерану было удобно пользоваться. Участок вокруг дома обнесли забором, посеяли газон, проложили дорожки во дворе, установили теплицу. И даже первые урожаи семья ветерана уже собрала!
"Но работы у Щербаевых будут продолжены, нужно еще обшить стены внутри дома и перестелить полы", - рассказала "РГ" глава городского округа Руза Татьяна Витушева. Она, к слову, сменила на этом посту того чиновника, что дарил фронтовику одеяла. "Мы с Михаилом Васильевичем договорились, что я буду его навещать и помогать решать проблемы, если они возникнут. Ну и приглашать на все наши праздники, конечно", - продолжает Витушева.
Вот и все. И будут теперь Михаил Васильевич с супругой Людмилой Викторовной жить долго и счастливо. "А ты не боишься, что теперь редакцию завалят письмами с подобными историями?" - спросили меня коллеги. Если честно - боюсь. Потому что подобных историй, а тем более с ветеранами Великой Отечественной войны, быть в принципе не должно.
А с другой стороны - теперь мы знаем, куда обращаться.