Купола над форпостом
К слиянию речки Мельничной с Енисеем тобольские казаки поднялись в 1619-м. Здесь отряд во главе с боярским сыном Петром Албычевым и стрелецким сотником Черкасом Рукиным и основал Енисейский (поначалу Тунгусский и Кузнецкий) острог - первый русский форпост в Восточной Сибири.
Отсюда первопроходцы направлялись дальше, на восток - осваивать для России новые земли. Отсюда воеводы управляли всеми волостями на огромных пространствах - до самого Нерчинска. И, даже утратив с годами былое значение, превратившись из областного центра в рядовой уездный городок, прелести своей Енисейск не растерял.
Однако в советские времена и шедевры деревянного зодчества, и золоченые некогда маковки храмов померкли. Неповторимый Богоявленский собор после разора, учиненного в 1930-е, приспособили под кочегарку.
Лишь несколько лет назад довелось ощутить: грядет, наконец, "эпоха возрождения".
Нарисовали столетия
В местном ДК был аншлаг. Молодые красноярские дизайнеры представляли горожанам визуальный стиль, разработанный к юбилею. Утонченные шрифтовые завитки, фирменные узоры, удивительные оттенки времен года - речные, хвойные, снежные, солнечные.
Восторженный зал взрывался лесом рук:
- Обязательно познакомьтесь с графической кладезью нашего художника Николая Дорогова, - советовали. - Собранные им орнаменты - чугунных решеток, водосливов, оконниц - зеркало души енисейца.
- К кожевенникам, кузнецам не забудьте заглянуть. Помогут дополнить сувенирный ряд...
- Невероятный сейчас у земляков интерес к прошлому - настоящий бум! Жители организовались при библиотеке в клуб "Родословие", так, например, жена моя, Игумнова Валентина, в поиске предков докопалась до 1640 года! - шепотом комментировал происходящее незнакомец, привскакивая над соседним креслом.
А на огромном полусферическом экране тем временем оживали панорамы минувших столетий. Вот как Енисейск выглядел четыре, три, два века назад... Каждую из 11 церквей (на 11 тысяч православных жителей!), а также мечеть и синагогу, каждую избу, купеческую усадьбу, управу, в том числе и погибшие в пожарах, наводнениях, идеологических схватках, удалось по архивным снимкам, рисункам, свидетельствам современников виртуально воссоздать в мельчайших деталях.
По списку воскресения
В реальности из уцелевшего возродить смогли, конечно, гораздо меньше.
- В реестре охраняемых - более 100 объектов культурно-исторического наследия, - рассказывает хранитель Енисейского краеведческого музея, большой знаток сибирской старины, бескорыстный защитник города Наталья Поздеева. - В предварительный список ЮНЕСКО (в составе исторического центра) включена лишь часть из них. В ремонтно-реставрационную программу попали 22. Сдать успели типографию и дом Дементьева, где обживается Художественная школа, Татарскую мечеть, усадьбу Кытманова и дом Евсеева, отнесенный к Петровской эпохе. Реставрировали величественный Богоявленский собор, буквально из руин подняли божественной красоты Троицкий храм, выстроенный в конце 18-го века.
- И все-таки он ожил, наш сибирский Иерусалим, - восхищается митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
Город мастеров
К круглой дате, которую готовятся отметить в предстоящие выходные, на улице Ленина - бывшей Большой - легла брусчатка, вспыхнули светодиодные фонари.
Преобразились, а по сути, были созданы общественные пространства: Соборная площадь, Центральная площадь, сквер Кытманова, Фефеловский парк. Едва ли не каждая изба, палисадник заблестели яркими красками.
Директор Художественной школы Наталья Макеева показывает полузаброшенный склад, руками преподавателей и ребят превращенный в арт-экспонат:
- Обратите внимание - подзоры, наличники, домовая резьба на окнах не повторяются. Все это отыскивали по крупицам, точно фольклорные песни, сказания. Что-то снимали с разрушившихся строений, что-то выпиливали по выцветшим фотокарточкам. Теперь фрагменты творчества наших предков в Лету не канут. А в пустовавших долгие годы внутренних помещениях откроем классы для учеников отделения народных ремесел.
Спешит удивить гостей и Виталий Ислентьев. Который уж час наблюдаем за тем, как почерневшие железки и деревяшки, коими заполнены плетеные корзины, постепенно обретают черты будущих раритетов - не оторваться!
Профессиональный водитель, да не просто шофер, а инструктор автоспорта, он, как сам говорит, - "еще и человек, склонный к накопительству, то есть коллекционер". Собиратель довоенных пластинок, редчайших циркулей, аккордеонов, баянов, гармоней - тульских, немецких, вятских, татарских - в 2008-м обнаружил в родительском жилище необычный рубанок. Собственно, так и родилась новая страсть.
Способы приобретения - самые разные. Кроме, разумеется, воровства. Походил по соседям. Списался с приятелями...
В 2011-м сотни его инструментов попали в Книгу рекордов России. Через два года - уже полторы тысячи - в Книгу рекордов Гиннесса.
Среди найденного у земляков, присланного из других городов и весей, в том числе десяти стран мира, двух одинаковых нет. У каждого свое предназначение: для нарезки черенков или, наоборот, выемок, для багетов, штапиков, бочек, оконных рам... И каждый - в рабочем состоянии. Над иными коллекционер по нескольку недель корпел, прежде чем доводил до ума.
- Рубанок - штука особенная, - подводит Виталий Алексеевич к своим необъятным стеллажам. - До Петра Первого он стоил два рубля. Как корова. В 1850-м братья Пежо во Франции объявили конкурс на эмблему знака качества. Победило изображение льва на стреле. Вот она выбита - видите? Самый крутой в коллекции! Рядом - шпунтубель 1888 года. А этот - английский, 1735-го...
Застыли в дозоре
Толпы отечественных и заморских путешественников город музеев - краеведения, современного религиозного искусства, реки, рубанков, ковриков, старинных предметов и фотографий - пока еще не потревожили.
Неумолчным гулом его окрестности наполняются разве что в ярмарочные дни, да в знаменитый праздник Енисейской ухи, которую готовят по уникальным местным рецептам из той самой астафьевской царь-рыбы, нельмы, омуля, муксуна, сига, корюшки.
А потом пристань, над которой застыли в вечном дозоре бронзовые казаки с царской грамотой и инок Тимофей с Евангелием, опять погружается в тишину. Такую пронзительную, что слышно, как течет могучий Енисей.
Его неспешной вольницей именно с этого пригорка любовались когда-то Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Витус Беринг, барон Норденшельд, капитан Виггинс, будущий адмирал Макаров, Фритьоф Нансен.
Помогли с поездкой
Любовь Холина, пенсионерка:
- Мы с подругами более 40 лет отработали на металлургическом производстве. Сейчас все - в совете ветеранов. Когда появилась возможность в числе первых увидеть, как изменился легендарный сибирский городок, с радостью согласились. Тем более что пожилым людям поездку частично компенсировали. Два дня гуляли по историческим улицам, знакомились с музеями, искупались в Монастырском озере. Незабываемое путешествие!