Работодатели здесь нуждаются в квалифицированных кадрах. Рынок вакансий обширен. Только на портале "Работа на Дальнем Востоке" Агентства по развитию человеческого капитала около четырех тысяч предложений. Зарплаты крайне заманчивые.
АО "Чукотэнерго", например, разместило запрос о поиске главного инженера. За работу на Крайнем Севере деньги предлагают баснословные - от 350 до 480 тысяч рублей. Вдобавок готовы компенсировать транспортные расходы на переезд для работника и членов его семьи, обеспечить нового сотрудника жильем, оплачивать ему проезд к месту отпуска и обратно. Но требования к кандидату, конечно, серьезные.
Можно найти предложения с зарплатой и поскромнее: 100- 200 тысяч рублей. Реальные ли это цифры? Да. Генеральный директор АРЧК ДВ Сергей Ховрат объясняет, что уровень предлагаемых работодателями заработных плат варьируется в зависимости от региона, отрасли экономики, которую представляет предприятие, и специфики профессии.
- В Приморье электрогазосварщик и сборщик корпусов металлических судов могут рассчитывать на зарплату от 76 до 98 тысяч рублей в месяц. В строительстве зарплата инженера-конструктора составляет от 69 до 103 тысяч рублей. В лесной промышленности на предприятиях Хабаровского края начальник ремонтно-механической мастерской зарабатывает от 70 до 100 тысяч рублей, - перечисляет Ховрат. - Отмечу, что зарплаты, указанные в описаниях вакансий на портале "Работа на Дальнем Востоке", актуальны и заверены работодателями. База формируется следующим образом: после этапа обсуждения потребности компании АРЧК ДВ предлагает предприятию свои рецепты кадрового подбора. Это может быть работа с учебными заведениями по подготовке специалистов на перспективу либо решение здесь и сейчас, когда нужен активный поиск кадров - массовый подбор, поиск уникальных специалистов. Вакансии затем передаются работодателями на портал, и далее взаимодействие с предприятием ведется исключительно через него. Если уровень компетенций кандидата соответствует запросам компании, то он может получить работу своей мечты, а вместе с ней и достойную заработную плату.
Какие специалисты наиболее востребованы? В каждом регионе ДФО своя специфика. В Якутии и Амурской области нужны специалисты в сфере добычи угля, руды и золота. В Приморье спрос на работников сельского хозяйства. В Хабаровском крае одна из распространенных вакансий в лесной промышленности - оператор "харвестера". В Магаданской области ощущается потребность в специалистах горнорудной отрасли. Среди редких и необычных профессий - специалист по марикультуре, тренер по сквошу, горный нормировщик, эколог-радиолог.
Только не на Магадан?
Ивану Парнюку 23 года, он эксперт в компетенции "Сварочные технологии" союза WorldSkills Russia. В марте 2019-го решил покинуть солнечный и теплый Краснодарский край и уехал… на Колыму! Здесь устроился работать преподавателем в горно-строительный колледж.
Родители были в шоке. Другие рвутся в Москву, Санкт-Петербург. А их сын не иначе как сошел с ума, говорит: "Еду в Магадан".
Собираясь переезжать, молодой человек читал о городе в интернете. Там его охарактеризовали как "мрачный и депрессивный". Приехав, Иван выяснил, что еще и холодный. Но сбегать не торопился. Привлекла зарплата, которая оказалась в несколько раз выше, чем его прежняя. С нее собирался откладывать на будущее.
- Позже я узнал, что здесь развита охота, рыбалка, туризм. В чем-то здесь даже лучше, чем в Краснодарском крае, - говорит парень. - Магадан сильно отличается от того, что я читал о нем до переезда. Здесь особенные люди - раньше, чтобы адаптироваться в коллективе, мне нужно было несколько месяцев, а здесь все произошло гораздо быстрее.
Молодой преподаватель живет в общежитии. До работы - пара минут пешком. В просторной комнате есть все, что нужно ему для жизни: холодильник, телевизор, интернет. Кормят бесплатно. Такая жизнь Ивана полностью устраивает, возвращаться он не собирается.
Море, реки и тайга
Виктор Тюкавкин больше 20 лет проработал в сфере энергетики. Был инспектором технического надзора в Чите. А потом ему предложили присоединиться к строительству угольного терминала в поселке городского типа Ванине в Хабаровском крае. Мужчина согласился, хотя в Забайкалье пока пришлось оставить семью.
- У меня трое сыновей, старшему 22 года, он уже взрослый и учится в институте, а два младших сына - школьники: один пойдет в восьмой класс, а другой в третий, - рассказывает Тюкавкин.
Сотрудник с таким опытом работы оказался прекрасной находкой для компании. Отлично знает все особенности эксплуатации оборудования в условиях дальневосточного климата. А для самого инженера-энергетика главное - возможность стать причастным к важному проекту. Да и Ванино приглянулся.
- Мне нравится природа этих мест. По сравнению с Забайкальем, где уже несколько лет подряд бушуют сильные пожары, ее можно назвать дикой и нетронутой. Здесь море, тайга, реки и чистый воздух, очень тихо и спокойно, - описывает Виктор новое место жительства.
Компания обеспечила ему компенсацию расходов на переезд и наем жилья. Осталось только перевезти семью и расширить жилплощадь. Это пока все, о чем мечтает бывший читинец.
От "Залива" до "Звезды"
Крымчанин Игорь Вакулин работает мастером сварочных работ по производству плоских конструкций на судостроительном заводе "Звезда" в Большом Камне. По образованию юрист, но так сложилось, что вся его пока не очень долгая трудовая биография связана с судостроительной отраслью.
После школы Игорь трудился в родной Керчи, чтобы оплачивать заочное обучение. Начинал рабочим на крупнейшем промышленном предприятии полуострова - судостроительном и судоремонтном заводе "Залив". Стал сборщиком, а когда заочно получил высшее юридическое образование - мастером. Но наступили времена, когда на "Заливе" было много работы, но совсем не было денег, не платили зарплату. Недолго думая, по совету знакомых Игорь переехал за несколько тысяч километров на Славянский судоремонтный завод в Приморье. И все было хорошо…
- А потом стали много писать о "Звезде", расписывать перспективы, и я послал на предприятие резюме. Меня пригласили. Дали 300 тысяч рублей подъемных. На эти деньги привез семью - жену и двух детей трех и восьми лет - и сейчас снимаю квартиру, - говорит он.
В подчинении 36-летнего Игоря Вакулина целая бригада. 22 человека - судовые рубщики и электрогазосварщики - трудятся в блоке корпусных производств ССК на современной линии сборки и сварки плоских секций судов.
Большой Камень Игорю приглянулся, город развивается, перспективы на предприятии огромные, зарплату выплачивают ту, что и обещали. В Крым возвращаться Вакулины не собираются, а планируют связать свою судьбу со "Звездой".