25.08.2019 07:58
Общество

Почему в каждом больничном храме есть эта икона Богородицы

Почему в каждом больничном храме есть эта икона Богородицы
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №185 (7943)
День чудотворной иконы "Всецарицы" - "губительницы раковой язвы" - приходится на конец августа, хотя молебны знаменитому образу звучат круглый год, а иконы "Всецарицы" есть в любом больничном храме, особенно в онкологических. В чем тут дело?
Читать на сайте RG.RU

Если мы откроем описание чудотворных икон Пресвятой Богородицы, изданное в начале XX века, то ничего там о "Всецарице" не найдем: первые списки афонской иконы XVII века из знаменитого Ватопедского монастыря появились в России недавно, в середине 90-х годов. Но слава о том, что по молитве этому образу Богородицы происходят чудесные исцеления, что икона помогает раковым больным, пострадавшим от радиации, облегчает страдания ВИЧ-больных, дошла до самых отдаленных уголков страны. В храмы, где есть списки иконы, стекаются верующие, просящие помощи и заступничества у "Всецарицы" и при болезненных состояниях невыясненной этиологии. Почему же происходят исцеления? По вере. "По вере вашей да будет вам", - сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись их очи. "Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы, - рассуждает великий русский святой Феофан Затворник. - Вера - это приемник и вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду есть, все объемлет и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению... Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть. Господи, приложи же нам веру, ибо и вера - Твой же дар", - пишет святой.

Разгадка главной тайны великого гения Андрея Рублева

"В болезни, в немощи телесной, в скорби, человек не может поначалу гореть к Богу верой и любовию, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца", - пишет другой наш святой Иоанн Кронштадтский. И продолжает: "Не пропускай случая молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению о нем его родных. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше перед Ним".

Сам святой, прославленный уже при жизни чудотворениями, молился с необыкновенной настойчивостью. Известен случай, когда о. Иоанн девять раз "с дерзновенным упованием" просил выздоровления младенцам Павлу и Ольге, и только на десятый Господь их исцелил! При этом надо понимать, что, взывая к Богу, мы смиренно говорим: "Да будет воля Твоя, а не моя!" Не настаиваем на своем, а дерзаем испрашивать милости - за тех, кого любим.

"Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой, - писал св. Феофан Затворник. - Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и вера ваша безмолвна... Вы заказали молебен в церкви, но, дав деньги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч свои заботы".

Дальше святой учит, как молиться за больного. Кроме домашней молитвы нужно обязательно приходить на молебен в храм и молиться там - со всей силой любви. Подавать записки с именем на проскомидию (проскомидия от греческого "приношение" - первая часть Божественной литургии, когда в алтаре совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для Евхаристии, или Причастия). В величайшую минуту таинства Евхаристии, когда происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношение Бескровной Жертвы за живых и усопших, молиться следует с особым вниманием. А когда священник под пение молитвословия "Достойно есть..." молится о живых и усопших, поминая их по именам, крайне важно вспомнить и о своих близких.

Но значит ли все перечисленное, что мы только молимся, пренебрегая докторами? Ни в коем случае! В Библии не раз звучит мысль: "Почитай врача, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание". И среди святых немало целителей: начиная с апостола и евангелиста Луки, судового врача, заканчивая исповедником XX в. Лукой Войно-Ясенецким, хирургом и архиепископом, автором учебника "Очерки гнойной хирургии" и богословского труда "Дух, душа, тело", где сердце рассматривается уже как орган богопознания.

А в молитве к Пресвятой Богородице перед иконой "Всецарица" есть такие слова: "Ум и руки врачующих нас благослави, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего".

Митрополит Климент: Церковная ситуация на Украине - испытание нашей веры

Суть любой иконы всегда передается ее изображением, важно уметь его "прочитать". Посмотрите, как царственная торжественность позы Богородицы на иконе "Всецарица" смягчается жестом любви и моления: голова Богородицы склоняется к Спасителю, Ее правая рука просительно воздета к Нему. Этот жест молитвенного обращения образует плавный полукруг, который продолжается строгими, но тоже плавными линиями позы сидящего Богомладенца. В левой руке Христа свиток, в котором записан Закон, а вот правой рукой Он благословляет, и этот жест благословения - ответ на молитвенное прошение Богородицы. Плавные линии фигур Богородицы и Христа усиливаются полукругом спинки трона, и если присмотреться внимательнее, то можно раскрыть главную загадку иконы. Композиция ее такова, что человек, стоящий перед ней, оказывается включенным в этот полукруг, он его замыкает, закольцовывает, именно нас, стоящих перед "Всецарицей", не хватает для законченности. А теперь обратите внимание, куда направлены взгляды Богородицы и Христа! Оказывается, куда бы ни смотрел человек, стоящий перед иконой, взгляд его также окажется вовлеченным в единое пространство с Ними. Так, благодаря искусству иконописца, именно стоящий перед иконой становится центром, сосредоточием всего. И это касается не только пространства, нет. Главное - молящийся становится вовлеченным в молитвенное обращение Богородицы к Христу и в Его милующее благословение. Человек и его молитва становятся необходимым звеном в этом акте божественной любви.

Основные цвета иконы - золотой, зеленый, красный - символизируют свет Царствия Небесного и власть Бога над тварным миром. Яркие, сочные цвета создают ощущение радости, причастности к миру горнему, а икона вызывает необычайный подъем духа. В молитве перед образом "Всецарица" есть такие слова: "Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, терпением и ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй..." "Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты покрый нас многоцелебным Твоим покровом..."

Компетентно

Важно состояние духа больного

"Велико влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяет исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном, воздействии врача на больного - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней". Лука Войно-Ясенецкий, хирург, архиепископ.

Религия