22.08.2019 09:00
Культура

На экраны вышел фильм Бертрана Бонелло "Малышка Зомби"

Текст:  Сусанна Альперина
Премьера фильма Бертрана Бонелло "Малышка Зомби", который выходит в российский прокат 22 августа, состоялась в этом году в программе "Двухнедельник режиссеров" Каннского кинофестиваля. И картина оказалась в ней одной из тех, на которые больше всего обратили внимание и критики, и кинематографисты, а также - простые зрители, которым удалось попасть на показ. Все оттого, что она, несомненно, передает более других дух сегодняшней Европы на примере Франции. Причем в фильме - несколько уровней, и за довольно незатейливым сюжетом выстроен сложный философский подтекст.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Малышка Зомби"

На Каннском кинофестивале существует так называемая квота на французское кино. И, вполне возможно, "Малышка зомби" могла бы попасть и в основной конкурс, если бы там не было картины "Отверженные" Ладжа Ли. Оба фильма схожи тем, что авторам удается в них через подростковую тематику вовлечь и взрослую аудиторию. Понятно, что в кино ходят, прежде всего, тинейджеры. Но оказывается, занять их внимание можно не только яркими "спецэффектными" фильмами, страшилками и боевиками, но и авторскими историями, рассказанными про таких, как они сами. Редко кому удается снять такое кино так, чтобы и старшее поколение вдруг смогло вернуться во времена своей молодости и понять, чем живут их дети. И Бертрану Бонелло, и Ладжу Ли это удалось. Для наглядности можно привести в пример и популярный нынче у любителей кино в Сети сериал "Эйфория": он также рассказывает историю о подростках, но так, что его запоем смотрят и взрослые, еще и советуют друг другу.

Тарантино рассказал, почему похожи Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо

В "Отверженных" Ладжа Ли представлена история жителей восточных и африканских стран, мигрирующих во Францию, а сюжет, выстроенный в виде захватывающего полицейского боевика, позволяет раскрыть проблемы: порой коренные французы не знают, как именно себя вести с теми, кто переехал к ним на постоянное место жительства. Чья теперь это страна? Кто устанавливает в ней порядки? Как разным народам взаимодействовать друг с другом, чтобы не было опасно находиться рядом?

"Малышка зомби" говорит о том же, но тоньше и изысканнее. Мы много видели страшилок про зомби, но самый настоящий страх заключается в реальности. Фильм Бонелло нисколько не испугает - разве что самых впечатлительных, но он заставит осознать проблему, которая вызывает боязнь - насколько религия и традиции одной нации проникают в другую, и как уметь бесстрашно этим пользоваться, чтобы не разрушать других.

Сюжет, повторимся - незатейлив. В элитной женской спецшколе для тех, в чьем роду есть кавалеры Ордена Почетного Легиона, появляется новенькая, которую одноклассницы считают странной. Тем не менее, они приглашают ее вступить в тайное "братство сестер" - девушки собираются по ночам и при свечах совершают ритуалы и проводят задушевные беседы. Совершенно неясно вначале, как все это пересекается с другой линией в фильме. В ней, на Гаити, люди-зомби (для тех, кто не в теме - полуживые мертвецы) работают на плантациях и также совершают странные "колдовские" ритуалы, но посерьезнее и вовсе не на школьном уровне. С помощью специального порошка людей превращают в невнятных существ, и они, находясь в бессознательном состоянии, вкалывают с утра до ночи. Бонелло не повторяется: таких зомби, как в американских или азиатских ужастиках - здесь нет. Даже слово зомби в английском названии картины пишется по-другому: не Zombie, но Zombi. Режиссер погрузился в культуру древнего Гаити - 15 лет назад он посетил эту страну, увлекся ей, прочитал много книг, в том числе и труд антрополога и этноботаника Уэйда Дэвиса о гаитянских колдунах. И тогда еще замыслил снять фильм.

Фильм "Как отмыть миллион" Дени Аркана завершил "трилогию распада"

Музыка в этой картине играет большую роль. Одни ритмы и жанры перетекают в другие, при этом они так же на первый взгляд спонтанно переплетены, как и сюжет. При этом у Бонелло все продумано и под контролем. В задушевные беседы школьниц постепенно втягивается весь зрительный зал - у каждого есть что вспомнить о своих детских таинственных ночных посиделках. Постепенно - почти что тихим шепотом, чтобы не разбудить других - раскрываются причины "странностей" главной героини. Она - сирота, ее отец, мать и другие близкие погибли во время разрушительного землетрясения на Гаити, а во Франции она живет с тетей. И тетя ее - Мамбо. Слово "Мамбо" непонятно одноклассницам, которые и так с трудом верят во все рассказанное. Кто это? Колдунья, шаманка, мистическая женщина, владеющая технологиями вуду? Как бы-то ни было, ночные рассказы и странное поведение новенькой западают им в душу. И когда у одной из девушек возникают проблемы на любовной почве, она готова заплатить любые деньги и применить самый невероятный вид магии, только бы их решить.

Бертран Бонелло демонстрирует в этой картине удивительное искусство параллельного монтажа. История внучки самого известного гаитянского зомби Клавиуса Нарцисса (вы уже догадались, кто это), "соприкасается" с переселением или, можно сказать, "миграцией" духов. И то, что дух одного народа входит в другой, раскрывая сознание и новые горизонты и возможности разных наций - триумф фильма Бонелло. Ювелирная аллегория чистой воды с применением разных съемок, видеорядов и необычного саундтрека воздействует как и должно. Зритель словно сам впитывает в себя дух разных культур, и при этом все, что в нем ранее дремало, оживает. Бонелло предупреждает об опасностях, но предлагает выход, как можно их избежать. Его рецепты - любовь, свет и прощение. Не потому ли он подобрал для своего фильма невероятно красивых актрис (причем это касается не только школьниц) и актеров. По истории каждого можно снимать отдельное кино - спин-офф. Производители сериалов так бы и сделали. Но перед нами авторское кино, так что судьбы персонажей каждый из зрителей волен додумать сам.

Мировое кино