Когда на предприятии уже есть медицинская структура, предполагается заключить договор между таким предприятием и близлежащей медицинской организацией по организации полноценной медицинской помощи работающим, включая получение работниками специализированной медпомощи, их направление на те исследования, которые на предприятии организованы быть не могут, запись к узким специалистам и т.д.
"Предполагается, что "цеховой" или, как еще его можно назвать, "офисный" врач будет вести полицевой учет работников, составлять план диспансеризации и организовывать ее проведение на производстве (своими силами, выездными методами, путем записи работников в медицинскую организацию), оценивать результаты проведенной диспансеризации, отслеживать рекомендации и назначения по итогам диспансеризации с учетом выявленных заболеваний, составлять индивидуальные планы ведения работников, осуществлять диспансерное наблюдение", - сообщили в аппарате вице-премьера. А также выявлять ранние признаки формирования профессиональных заболеваний и оказывать неотложную медицинскую помощь (при необходимости).
Также медики на предприятиях будут проводить школы здоровья, организовывать мероприятия по формированию здорового образа жизни, двигательной активности работников, вести просветительскую работу.
Это позволит обеспечить непрерывное наблюдение за здоровьем работников, в первую очередь за лицами из групп риска с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, костно-мышечной системы, эндокринологическими заболеваниями, предупреждать и предотвращать развитие заболеваний.
Завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов напоминает, что и сегодня есть требования об оборудовании производственных здравпунктов. В частности, такие нормы обязательны для нефтеперерабатывающих предприятий с численностью более 400 человек. Кроме того, если на предприятии в ночную смену работает более 100 работников, должна дежурить медсестра или фельдшер. Также здравпункты должны быть у организаций, занятых пассажироперевозками, морские и речные порты. "ВЭти нормы изначально вводились не столько с целью профилактики, сколько с целью оказания медпомощи на вредных и опасных производствах и мониторинга влияния вредных факторов на здоровье персонала", - отмечает Завьялов.
С точки зрения экономики меры укрепления здоровья сотрудников являются одними из самых эффективных. "На один вложенный рубль в профилактику заболеваний отдача составляет 5-6 рублей, то есть рентабельность - 500-600%", - подчеркивает кандидат экономических наук Алексей Яшкин. Сейчас же финансовые потери российских предприятий, связанные с условиями труда и профзаболеваниями, превышают два триллиона рублей в год.
"У нас на предприятии есть врач, у него свой кабинет. Доктор оформлен на полставки, в его обязанности входит проведение предрейсовых осмотров водителей, оформление допуска к работе и путевых листов. Кроме этого, для всех желающих он проводит вакцинацию, выдает таблетки, - рассказал "РГ" Владислав Авсиевич, генеральный директор предприятия по производству торгового оборудования "КС-Октябрь" (Кострома). - Конечно, уколы могла бы сделать и медсестра. Но если у кого-то из сотрудников возникли вопросы или проблемы со здоровьем, врач сразу может принять, что-то посоветовать, дать направление на обследование к узким специалистам. Если человеку нужна врачебная консультация, то у нас он может получить ее прямо на месте".
Инициатива хорошая, но труднореализуемая, считает Сергей Измайлов, директор компании "Форвард" (Нижний Новгород): "Где взять квалифицированный медперсонал, если его не хватает даже в учреждениях здравоохранения? Сумеют ли небольшие предприятия открыть у себя медпункты, соответствующие всем требованиям? Ведь им потребуется лицензировать услугу, получить сертификат соответствия. Мне представляется, что более приемлемым вариантом стало бы создание мобильных медкабинетов. Тогда медики смогут по графику посещать то или иное предприятие". Такого же мнения придерживается председатель колхоза "СПК Зерновой" (Кировская область) Рашид Халиуллин. В целом бизнес сходится в том, что не везде медкабинеты оправданы, а в первую очередь они нужны при большом штате сотрудников.
"Допустим, что закупка оборудования для медицинских кабинетов будет компенсироваться из бюджета ФСС. Но чтобы получить финансовую поддержку, думаю, необходимо будет соблюсти несколько требований, самое главное - отсутствие задолженности перед бюджетом, проще сказать, должны быть оплачены все налоги. Предприятий среди малого и среднего бизнеса без налоговых просрочек немного. Хвосты из налогов, пеней и штрафов длинной в несколько лет тянутся за большинством компаний. Поэтому скорее всего предприятия будут заключать договоры с ближайшими поликлиниками, платить некие суммы и ставить галочки в отчетах о существовании врачебного кабинета", - считает владелица швейного производства из Краснодара Ольга Косец. По ее мнению, инициатива подходит только крупным предприятиям, особенно связанным с рисками для жизни и здоровья людей.
С ней согласен и руководитель агрофирмы Станислав Бишко. Он полагает, что появление медработников не заводах и в офисах не приведет к улучшению здоровья работников. Заводская медицина была и в советские годы, но, тем не менее, люди болели не реже, чем сейчас. К тому же, если производственную медицину введут законодательно, то это станет лишь дополнительной нагрузкой на малый и средний бизнес, которую тот постарается компенсировать за счет увеличения стоимости своих услуг.
Глава же компании по производству инновационных ковровых покрытий для дома и офиса Ольга Толчинская, напротив, полагает, что здорово, если людям не надо будет отпрашиваться с работы и ехать за много километров к врачу, когда они вдруг почувствуют недомогание. Но вот как организовывать медкабинеты в сетевых компаниях ? "Например, салону маникюра "Пальчики" нужно будет открывать кабинет врача в каждой своей точке или один врач будет на все салоны? Но тогда это неудобно сотрудникам",- отмечает предприниматель. А директор по маркетингу Маргарита Лапидус вспомнила, как сама работала в представительстве крупной иностранной компании. "Врача в офис присылала страховая компания. Я сама не раз обращалась к нему за помощью. Например, был период, когда очень голова болела. У него были лекарства на разные случаи . Он также мог выписывать направления к разным специалистам (в рамках страховой программы). Без дела никогда не сидел . В целом наличие врача в офисе и возможность к нему сходить вносит определенную психологически комфортную составляющую",- уверена Маргарита Лапидус.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"