02.09.2019 15:21
В мире

Социологи объяснили, почему немецкие школьники учат латынь

Текст:  Наталья Панасенко
/ istock
Читать на сайте RG.RU

Почти треть старшеклассников в Германии изучают в школе латынь и древнегреческий. Немецкие социологи пытаются найти причины стабильно растущего интереса родителей, принимающих решение о выборе школы для своих детей, к мертвым языкам, пишет FAZ.

В 2017 году доля учащихся, изучающих латынь, составляла 31% процент, а за последний год - еще немного возросла. У социологов есть как минимум две гипотезы, объясняющие причины интереса к древним языкам.

Ученые рассказали, как связаны вегетарианство и уровень IQ

Причем аргумент, что знание латыни способствует развитию логического мышления, всерьез не рассматривается: не было "эмпирических исследований", а значит, у ученых нет доказательства истинности этого утверждения. В лучшем случае, говорят они, латынь дает "вторичную выгоду" изучающим этот язык - развитие интеллекта, а также в целом может сказаться на формировании общих языковых навыков. И даже для профессиональной среды потенциальные выгоды от знания латыни не очевидны: оказалось, менее 10% студентов могут использовать свои знания латыни, например, в медицинских исследованиях.

Объяснить причину стабильно растущего интереса к мертвым языкам исследователям помогает известная в социологии "теорема Томаса". Суть ее в следующем: "ситуации, определенные людьми как реальные, реальны по своим последствиям". Это утверждение-тезис, сформулированное американскими социологами Томасами (У. А. Томас и Д. Томас) в 1928 году. Например, если многие люди, одновременно полагая, что скоро банк станет неплатежеспособным, заберут свои деньги, банкротство банка окажется настолько же реально, насколько и неизбежно.

В случае с растущим интересом к изучению мертвых языков авторы склонны видеть определение реальности по "теореме Томаса". Изучение латыни интерпретируются как показатель принадлежности к привилегированному классу, даже если такой связи вообще нет.

Сокращение рабочей недели поддерживает почти половина россиян

Чтобы проверить это предположение, исследователи опросили более 1000 родителей восьмиклассников. Подавляющее большинство из них верят во "вторичную выгоду" от изучения языка - в основном это родители из академической среды.

Они сами уже получили пользу от символической оценки языковых навыков и поэтому поддерживают эту конструкцию реальности. Похоже, на самом деле есть такое преимущество: в среднем респонденты связывают знание латыни с лучшим общим образованием и более высоким социальным статусом.

Еще один эксперимент показал: кандидаты, у которых в резюме было указано знание латинского языка, имели преимущество на собеседованиях при приеме на работу.

Исследование немецких социологов упоминает еще об одной "вторичной выгоде" от изучения мертвых языков. Они учатся учиться. И это по-прежнему один из самых важных уроков, которые можно получить в школе.

Германия