"Контроль за газобаллонным оборудованием практически не осуществляется. По экспертным оценкам, надлежащий контроль проходит не более 10% транспортных средств", - поясняют в Минтрансе. Из-за этого большинство используемых в России газовых баллонов может нести угрозу взрыва. Потому ведомство предлагает обязать операторов техосмотра проверять баллоны, выявлять, в частности, нет ли на них механических повреждений, а все сведения вносить в диагностические карты - даты выпуска и освидетельствования газовых баллонов, их серийные номера.
"Это нужная норма. Производители указывают для баллонов сроки проведения освидетельствования. Со временем портятся прокладки, происходит коррозия. Все это повышает риски", - говорит завкафедрой Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Николай Лушников.
Система питания газобаллонных автомобилей должна соответствовать техрегламенту ЕАЭС. Но фактически это мало кто проверяет, так как эти сведения в диагностическую карту не вносятся.
Сами автомобилисты к нововведениям относятся скептично. "Газовое оборудование - это отдельная область, его должны проверять газовщики", - говорит руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Ни один человек из тех, кто ездит на газе, почувствовав утечку, не отнесется к этому халатно, уверен он. Потому дополнительная проверка газового оборудования в момент техосмотра - лишняя мера.
Что касается сверки идентификационных номеров автомобиля, то эта функция уже закреплена за операторами, но формулировка слишком общая. Минтранс предлагает требование конкретизировать: указать необходимость проводить идентификацию номеров кузова, рамы, кабины, шасси автомобиля и прочих данных, указанных в документах, позволяющих идентифицировать транспортное средство.
Как говорят участники рынка, эта норма появилась в проекте, скорее всего, по инициативе МВД для противодействия угонам. Но даже если vin-номер не совпадает, на станциях ТО будут договариваться с операторами, чтобы те писали в документы нужный номер. "Если люди хотят переставить какие-то двигатели, они их и так переставят и обойдут систему контроля", - говорит Сергей Канаев.