Издалека дом № 25 на Юбилейной улице поселка Борисоглебского выглядит неплохо - светло-желтый, двухэтажный, явно новый, правда, почему-то без снегозадержателей на скатной крыше. Но подходишь ближе и видишь, что наружные стены в месте стыков листов отделочного материала пошли трещинами, из-за чего фасад стал в крупную клетку. О "юношеском" возрасте внутренней отделки и коммуникаций дома вообще уже мало что напоминает.
По словам жильцов, в первую же зиму, причем, как назло, первого января, в трубах замерзла холодная вода.
- Наши мужья двое суток сидели в подвале, в который кое-как пролезли, потому что нормального входа туда нет, и отогревали трубы строительным феном, а потом делали там вентиляцию за свой счет, - рассказывает одна из жительниц проблемной двухэтажки Алена Гуреева.
В квартире у Ольги Крайновой (первый этаж) прошлой зимой сантиметров на десять от пола промерзла стена - на ней просто была наледь. Пришлось запенивать и щели за плинтусами, и прорехи в оконных проемах, из которых постоянно текло. Вентиляцию в ванной молодая семья тоже делала сама, потому что строители ее почему-то не предусмотрели.
- Без вытяжки в квартире была постоянная сырость. В ванной стены сделаны из обычного, даже не влагостойкого гипсокартона, который сверху просто был побелен, поэтому со временем одна стена сгнила, и мы заделали все панелями, чтобы ее скрыть. На полу плитка ходит ходуном, потому что не приклеена, - рассказывает Ольга.
Стены в части квартир покрылись плесенью, ну а половым доскам можно дать хорошую сотню лет, потому что правильно уложенный пол за четыре с половиной года так сгнить не может. Семья Гуреевых, например, свой пол уже поменяла.
- Сняли линолеум, а там гниль одна, - продолжает Алена. - Лежит какая-то тонкая доска - что-то вроде плоского шифера, потом деревянные доски и тряпка какая-то. Верх весь раскрошился, а доски сгнили так, что мы собирали гнилушки веником в совок.
Несмотря на удручающее состояние новостройки, добиться от застройщика и чиновников устранения строительного брака жильцы 12-квартирного дома не смогли, хотя гарантийный срок не истек. По их словам, в опеке сказали, что отношения к дому не имеют, потому что квартиры выдавали не они. В райадминистрации тоже предпочли отмахнуться, застройщик минувшей зимой на связь выходил и что-то обещал, а потом "ушел в подполье", а в областном департаменте имущественных и земельных отношений, который был заказчиком этого жилья для детей-сирот, либо кормили обещаниями, либо просто не отвечали на звонки. Лишь один раз, по словам Ольги Крайновой, после звонка в департамент в дом приехали ремонтники, "что-то немножко подшпаклевали".
Жильцы обращались к депутатам, в прокуратуру. В результате после прокурорского иска суд обязал застройщика в течение полугода провести экспертизу, чтобы установить, соответствует ли дом требованиям строительных норм и правил. 20 июля решение вступило в силу. Но неизвестно, сколько еще времени продолжалось бы это битье головой о стену, если бы обитатели новостройки-развалюшки не вышли в соцсети и не разместили там фото своих гнилых полов и заплесневелых стен.
Ситуацией заинтересовался Следственный комитет РФ. Представители ведомства немедленно провели доследственную проверку, по итогам которой возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 (халатность).
По мнению следствия, районная администрация приняла дом в эксплуатацию, несмотря на существенные недочеты. В дальнейшем при осмотре дома сотрудники инспекции госстройнадзора Ярославской области выявили нарушения правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, но должностные лица местной администрации никаких мер для устранения застройщиком выявленных недостатков не приняли.
Максим Фролов, директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области:
- В конце августа при осмотре здания были выявлены очевидные недоработки застройщика. Нас, как собственников имущества, не устраивает, что за четыре года дом пришел в состояние, непригодное для эксплуатации. В региональную прокуратуру и следственное управление СК по Ярославской области были направлены обращения с требованием проверить законность действий застройщика. Сейчас региональное правительство прорабатывает механизм переселения детей-сирот из данного дома.
Камандар Гасанов, и. о. прокурора Борисоглебского района:
- При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию должностные лица обязаны были в первую очередь принять всю техническую, проектную документацию на этот дом, а потом выйти на место и проверить, соответствует ли ей построенный объект. Этого сделано не было. Между тем там были отступления от проектной документации, которые застройщик внес по своей инициативе.