После введения запрета на ночную торговлю алкоголем "разливухи" продолжили работать, превратившись в кафе со столиком и микроволновкой (в которых покупатели никогда ничего не разогревают). Там можно купить бутылку водки, но, чтобы не нарушать закон, ее обязаны посетителю открыть. То есть они подпадают под организации общепита, которые могут продавать алкоголь на розлив.
Такие "наливайки" можно найти в каждом городе. И жить по соседству с ними несладко. На эти "псевдозакусочные", куда по ночам ходят те, кому "не хватило", жалуются регулярно. Законопроект предусматривает, что власти в регионах должны самостоятельно разработать механизм ограничений и победить это несомненное зло. Но как? В Благовещенске почти в каждой многоэтажке есть "точка" по продаже алкоголя. "Закусочные" имеют один-два декоративных столика. Из еды - "кириешки".
- Мы целиком и полностью поддерживаем предполагаемые изменения в законе. В жилом доме люди должны жить. И жить спокойно и комфортно. А когда под окнами твоей квартиры идет продажа алкоголя, то жизнь часто превращается в ад, - говорит замминистра экономического развития и внешних связей правительства Амурской области Татьяна Величко.
В Кузбассе массовые жалобы на активно открывающиеся в многоэтажках пивные магазины (до трех точек на дом) заставили местных законодателей ввести ограничения для торговцев. Областной закон вступил в силу в начале февраля 2019-го. Он запретил продавать пиво и другие слабоалкогольные напитки в помещениях первых этажей жилых домов и пристройках к ним, если площадь этих помещений в городах меньше 50, а в сельской местности - меньше 25 "квадратов". К моменту принятия документа в регионе работало более 1,8 тысячи объектов розничной продажи пива, более 800 из которых - в многоквартирных домах. После запрета лишь некоторые из этих точек сменили профиль, исключив пиво из оборота, 60 магазинов увеличили торговую площадь за счет соседних помещений.
Проблема "наливаек" очень актуальна и в маленьких уральских городах. Там алкобары - центр жизни, особенно ближе к полуночи. "Заведения эти необходимо жестко контролировать. Не только за счет введения жестких федеральных нормативов, но и на региональном уровне. Потому что на месте понятнее, как действовать", - считает депутат Заксобрания Свердловской области Александр Ивачёв.
Даже в областном Екатеринбурге, особенно в спальных районах, для "наливаек" сейчас - разгуляй поле. Жители дома № 4 по улице Стачек, что в рабочем районе Уралмаш, готовы были создать дружину, разгоняющую по ночам у дверей бара-алкомаркета посетителей. В кабинетах чиновников им отвечали, что торговая точка работает законно, все документы налицо, нормативы соблюдены. А возникающие проблемы: выбитые окна нижних этажей дома, постоянно воспламеняющиеся мусорные урны, агрессивное поведение покупателей, находящихся в алкогольном опьянении - это, так сказать, издержки производства. Решение удалось найти после обращения к депутату Екатеринбургской городской думы Алексею Вихареву.
- Арендодатель пошел навстречу своим соседям и не продлил договор аренды для бара-маркета, вместо которого скоро откроется магазин косметики, ведутся ремонтные работы. То есть можно на месте вести конструктивный разговор с бизнесом, искать альтернативные решения проблемы, - пояснил депутат.
Но далеко не во всех регионах удается решить вопрос. В минпромторге Новосибирской области подсчитали, что в 2019 году к ним поступило 125 жалоб, связанных с работой этих точек. "Мы должны оперативно реагировать на такие обращения, но по закону внеплановую выездную проверку торгового предприятия нужно согласовывать с прокуратурой Новосибирской области при наличии полной информации о торговом предприятии. Поэтому наша реакция напрямую зависит от решений коллег из контролирующих органов. Наиболее часто встречающаяся причина отказа ―- отсутствие "угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан", - рассказал министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров.
В Красноярском крае не удалось узнать точку зрения местных чиновников. Мини-бары пока на периферии чиновничьего внимания. "Отправляйте официальный запрос - ответим через неделю", - был ответ. Неофициально им эта проблема до лампочки - есть полиция, есть депутаты, пусть они ее решают.
В мэрии Петрозаводска сообщили, что пока нет прямых возможностей запрещать деятельность подобных заведений. Вопросы ограничения торговли спиртным в жилых домах решаются на федеральном уровне. Однако депутаты Петросовета уже работают над проектом закона, который должен вывести торговлю спиртным в заведениях, находящихся в жилых домах. Народные избранники намерены при этом соблюсти интересы и бизнеса и жителей домов.
Оказывается, найти решение, которое не ударило бы по добросовестным предпринимателям, не так-то просто. В ФАС предупредили, что предлагаемые законопроектом изменения, связанные с возможностью введения региональными властями запрета на продажу алкогольной продукции могут оказать негативное влияние на малый бизнес и развитие конкуренции на рынках алкогольной продукции.
Например, в Новосибирской области подсчитали: в регионе действует 439 лицензий на продажу алкоголя в 652 кафе и барах. И 65 % из них находятся либо в жилых домах, либо на придомовых территориях. Других помещений просто нет, и так обстоят дела не только в Новосибирске. Закрыть их все?
Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя
- Проблемы "наливаек" породили сами регионы. Легальные магазины прекращали продавать алкоголь в легальном порядке в вечернее время, как требовало региональное законодательство, а после этого превращались в алкобары. Совершенно законно ставили два столика и становились мини-барами. Когда прекращал работать легальный магазин, начинала свою деятельность нелегальная розница. Известно, что пик продажи алкоголя приходится с 20.00 до 23.00. Теперь никто не знает, как бороться с этими наливайками. Кстати, в Москве такой проблемы нет, так как в столице по федеральному закону отпускают алкоголь строго до 23.00.