10.10.2019 11:34
Экономика

Как разрешить главное противоречие ДФО в национальных интересах

Как разрешить главное противоречие Дальнего Востока?
Текст:  Татьяна Дмитракова (Хабаровск)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №228 (7986)
Дальний Восток располагает природными богатствами планетарного масштаба. Через него Россия выходит в АТР, получая импульс развития. Но для многонаселенных сопредельных стран обладание Дальним Востоком или его частью - долговременная стратегия. Вкупе с окраинностью и удаленностью от материнской стороны это создает серьезные проблемы для национальной безопасности России, считает доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев.
Читать на сайте RG.RU

Вадим Константинович, возможно ли переломить ситуацию?

Вадим Заусаев: Ответ на складывающиеся угрозы требует наращивания демографического потенциала, роста качества жизни и создания диверсифицированной экономики. Но объективно высокая затратность, низкие конкурентоспособность и самодостаточность ориентируют бизнес и власть на сырьевую специализацию. Ограниченность государственных ресурсов не позволяет в необходимых масштабах реализовывать социальные программы. В итоге сокращается постоянное население.

Инвестиции в экономику ДФО выросли за месяц на 350 миллиардов рублей

Эти исторически сложившиеся разнонаправленные процессы и формируют на Дальнем Востоке главное противоречие социально-экономического развития: с одной стороны, высочайшая геостратегическая значимость макрорегиона, с другой - малоприемлемые условия жизнедеятельности.

В предыдущие периоды - дореволюционный и советский - это противоречие сглаживалось за счет значительной государственной поддержки. В результате к началу рыночных реформ макрорегион имел наиболее прогрессивную структуру населения.

Но сейчас ДФО оказывают беспрецедентную институциональную и финансовую поддержку…

Вадим Заусаев: К сожалению, ее масштабы меньше необходимых. Между тем главное противоречие обостряется и проявляется в двух четких тенденциях: сокращение населения и усиление сырьевой специализации.

Да, сокращение численности населения замедлилось - с 126,6 тысячи человек в 2006-2010 годах до 99,4 тысячи в 2011-2015-м. Но цифры, характеризующие отъезд коренного населения, остаются на том же уровне. Причем быстрее обезлюдевают южные приграничные регионы.

За 2005-2018 годы доля добывающих отраслей в промышленности, где используется вахтовая организация труда, выросла по отгруженной продукции с 53,4 до 73,0 процента. Сырьевая специализация не требует квалифицированной рабочей силы. Обходясь вахтовой организацией труда, она не формирует постоянного населения.

Движение в этом направлении приведет к сползанию макрорегиона в концессионный сценарий развития. Он наиболее коммерчески эффективен, базируется на массовом использовании иностранных рабсилы и капитала. Но сокращение постоянного населения при таком раскладе ускорится, появятся предпосылки для его экономической потери.

Как избежать такого сценария?

Вадим Заусаев: Чтобы разрешить главное противоречие Дальнего Востока в национальных интересах, требуется принять новую парадигму развития. На мой взгляд, она базируется на пяти концептуальных положениях.

Во-первых, необходимо формирование быстрорастущего постоянного населения и диверсифицированной экономики на приграничном юге и стягивание жителей в большие и малые селитебные центры. Вахтовый метод - только для севера.

Усилия власти должны быть направлены на снижение затратности производства в ДФО

Во-вторых, нужно осуществлять экономическую политику, включающую как преференциальные режимы для бизнеса, так и инфраструктурное обустройство территории и человека. Следует принять противозатратный кодекс в естественных монополиях, компаниях с госучастием и органах государственной власти.

В-третьих, надо максимально использовать естественную основу регионального воспроизводства и природную ренту для развития переработки.

В-четвертых, требуется социально-экономическое районирование Дальнего Востока с выделением Республики Саха, северных и южных регионов со своими масштабами и спецификой развития.

И наконец, в-пятых, производительные силы надо размещать с учетом территориальных центров экономического роста, которые следует ранжировать по уровням значимости - федеральный, региональный, локальный и местный.

Какие конкретные действия, на ваш взгляд, должно еще предпринять государство?

Вадим Заусаев: Усилия власти должны быть направлены на обеспечение геостратегической значимости ДФО и на снижение затратности жизнедеятельности.

Министр Козлов рассказал об ускоренном развитии дальневосточных территорий

К первой системе мер я бы отнес те, которые повысят благосостояние дальневосточника: например, выплата северных и стажевых надбавок из федерального бюджета, введение социального пакета льгот, расширение налогооблагаемой базы регионов за счет предоставления им больших полномочий в распоряжении и пользовании природными ресурсами и закрепления бизнеса по месту деятельности.

Снижение издержек включает прежде всего сокращение затратности производства. А это подразумевает освобождение бизнеса от выплаты дальневосточных надбавок,  жесточайшую экономию в использовании бюджетных ресурсов, оптимизацию расходов на содержание органов власти и аппаратов управления госпредприятий на основе редукции заработной платы. Необходимо обустраивать территорию и человека на принципах ГЧП, возмещая бизнесу посредством будущих налогов затраты на создание производственной и социальной инфраструктуры, подготовку кадров. Дальневосточный бизнес в реальном секторе экономики нужно освободить от всех федеральных налогов.

Институциональной основой всех выше приведенных действий должен стать федеральный закон  "О развитии Дальнего Востока".

Макроэкономика Регионы ДФО Дальний Восток