13.10.2019 13:20
Власть

Эксперты проанализировали итоги мирового развития за последние 30 лет

Текст:  Александр Яковенко (ректор Дипломатической академии МИД России)
Дипломатическая академия МИД России выпустила специальный доклад, в котором проанализировала весьма противоречивые итоги мирового развития за последние 30 лет, т.е. со времени падения Берлинской стены.
/ Михаил Метцель / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Выводы сводятся к следующему.

Мир переживает эпоху не только глубоких политических, экономических и иных перемен, но и геополитическое ускорение. Общим для всех, включая исторический Запад, стал кризис развития. Даже лидеры ведущих западных стран, например, президент Франции Эмманюэль Макрон, публично признают "конец гегемонии Запада" и подчеркивают необходимость скорейшей адаптации к качественно новой глобальной среде. 30 лет спустя после окончания холодной войны самоочевидно кардинальное усиление роли России, Китая, Индии и других ведущих "незападных" государств. С другой стороны, назрела необходимость адекватной реакции на опасный рост напряженности и конфликтов, в том числе военных, на волну терроризма - на все то, что позволяет констатировать "стабильное осложнение международных отношений" (С.В.Лавров). Учета требуют технологическая и "цифровая" революции, меняющие сам образ жизни и общения людей.

"Однополярный момент" канул в прошлое, хотя элиты западных стран хотят его реанимировать под лозунгом "либерального порядка", все альтернативы которому якобы заведомо авторитарны. Такой подход проецируется на "основу основ" - экономику в условиях, когда свобода перемещения товаров и услуг достигла небывало высокого уровня, а разного рода санкционные меры, включая технологическое сдерживание Китая, если и имеют экономический смысл, то только в плане ведения недобросовестной конкуренции. Бесперспективны попытки сохранить либо "обновить" устаревшие и громоздкие военно-политические альянсы, прежде всего НАТО. Со сжатием пространства силовой политики - как следствие создание здесь конкурентной среды усилиями России и Китая - дипломатия вновь становится ключевым методом регулирования отношений между государствами.

Осознание этой, казалось бы, очевидности наталкивается на неготовность Запада признать новые реалии, на попытки противопоставить ему в различных районах мира опасную концепцию "порядка, основанного на правилах", а то и обратить эти процессы вспять. Для этого пытаются навязать искусственные узкие форматы поиска решения проблем, отрицая принципы открытости, инклюзивности и плюрализма мнений.

Сергей Лавров: Запад приватизирует международные организации

Активно действовать в соответствии с требованиями времени, оперативно отвечать на его вызовы способна помочь лишь твердая и последовательная опора на оправдавшие себя легитимные международные механизмы, и прежде всего ООН с ее Уставом, ставшие продуктом коллективного творчества государств и обеспечивающие надежный инструментарий разрешения труднейших вопросов мирового развития. Вслед за ООН возникли другие институты, такие как "Группа двадцати", БРИКС, ШОС, АСЕАН, ЕАЭС, отражающие реалии полицентричного мира и основанные на выверенном балансе интересов.

Другая особенность современной обстановки - регионализация глобальной политики. Роль "кирпичей" новой конструкции международных отношений (МО) выполняют региональные центры политического и экономического влияния и силы: укрепляются уже существующие в регионах многосторонние институты, появляются новые региональные акторы, повышается роль региональных валют. Именно региональные структуры берут на себя поиск региональных решений своих проблем. Россия с ее уникальной географией евразийской державы призвана сыграть в этом процессе огромную роль.

В силу, прежде всего, своей многосторонности формирующаяся система МО в корне отличается от биполярности эры холодной войны. Запад сложился исторически и консолидировался идеологически в ответ на тогдашние геополитические императивы и потому является преходящим явлением. Уже по состоянию Европейского союза можно судить о том, что растет значение различий, культурно-языковых и иных, а не того, что объединяет. В этом главный источник кризиса ЕС. Брекзит и Д.Трамп указывают на линию разлома в Западном сообществе, которая в новых условиях и без угрозы новой войны воспроизводит прежний антагонизм на уровне мироощущения и политической культуры, давший две мировые войны. По многим проблемам точки зрения США и государств-членов Европейского союза все больше отличаются друг от друга и нередко вступают в прямой конфликт. Искусственное нагнетание напряженности в отношениях между странами Запада и Россией, а теперь и Китаем призвано способствовать укреплению "западной солидарности".

Нарышкин: Историческая культура европейских политиков деградирует

Перед США стоит дилемма: или сохранять прежнюю глобальную архитектуру, а с ней и всю послевоенную внешнеполитическую философию и стратегическую культуру своего "лидерства", или её разрушать, раз она "работает" уже в большей мере на других, и действовать "транзакционно", не разбирая, кто союзники, а кто противники, и переходя в режим ручного управления - в отличие от институционально-нормативного. Трамп выбирает второе. Новый вариант изоляционизма отвечает традиционной политической культуре Америки, пугает "друзей и союзников" и решает проблему "потери империи"/Pax Americana лишь на уровне психологического комфорта и самоощущения элит. Единственное рациональное решение - это переход к позитивным равноправным отношениям с другими ведущими государствами мира, опыта которых у США никогда не было (конфронтационные отношения с СССР были вынужденной и исторически обусловленной аберрацией). Чтобы вписаться в глобальный "концерт держав", Америке понадобятся время и неизбежный метод проб и ошибок, что будет одним из ключевых факторов нестабильности в мире в обозримой перспективе.

По паритету покупательной способности США переместились в 2016 году на второе место в мире с долей в глобальном ВВП в размере 15,4%. При сохранении текущих тенденций в мировой экономике с высокой вероятностью следует ожидать снижения роли США и Западной Европы в глобальных экономических процессах в среднесрочной перспективе. Однако развязанные США торговые и валютные войны, экономические санкции в обход СБ ООН, ситуация с Брекзитом могут внести некоторые коррективы в данные прогнозы. Налицо тенденция к экономической деглобализации. Попытки подмены международного права "порядком, основанном на правилах", несут угрозы многосторонней торговой системе, провоцируя кризис Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Развитие новых технологий добычи и использования углеводородных ресурсов, энергосбережение, динамика мировых цен, стремление регионов и отдельных стран к повышению или достижению самодостаточности в энергоресурсах приводят к стремительным преобразованиям на мировых и региональных энергетических рынках. Мировое потребление энергоресурсов в ближайшие 30 лет может увеличиться почти на 60% по сравнению с началом 2000-х гг. "Сланцевая революция" в США позволила обеспечить национальную экономику собственными углеводородами и даже стать их экспортером. Прежняя высокая зависимость Вашингтона от зарубежных экспортеров, прежде всего с Ближнего Востока, значительно ослабевает с серьезными последствиями для внешней политики США.

Путин заявил об обеспокоенности продвижением НАТО на восток

Поскольку на первый план для всех стран выходят проблемы развития, создаются уникальные условия для единения мирового сообщества на этой основе. Тем более, что в глобализирующемся мире проблемы развития одних "переливаются" в другие страны потоками беженцев, угрозой терроризма, эпидемиями, деградацией окружающей среды, изменением климата и т.д., обостряя уже там проблемы развития. Раздельное существование государств и групп государств уже стало невозможным, как ни пытаться повернуть процесс глобализации вспять. Новая повестка дня мирового развития, включая "зеленую экономику" и качественное обновление политики в области Содействия международному развитию (СМР), требует преодоления старой, сложившейся в прошлую эпоху с её упором на "жесткую силу".

Не раз в своей истории Россия играла сводящую, модерирующую роль в мировых и европейских делах (чего стоит один процесс деколонизации!). Она востребована вновь, теперь уже и в сфере устойчивого развития.

Внешняя политика США Европа МИД