15.10.2019 23:20
Экономика

Специальная система распознает усталость водителя

Специальная система распознает усталость водителя
Текст:  Иван Пышечкин
Российская газета - Столичный выпуск: №232 (7990)
Москва внедряет систему распознавания усталости водителей наземного общественного транспорта. Новую технику уже испытали на городских маршрутах. Как с помощью камер будут контролировать состояние шоферов и следить за их бдительностью, узнал обозреватель "РГ".
/ Сергей Михеев
Читать на сайте RG.RU

В основе работы новой системы лежит алгоритм искусственных нейронных сетей. С помощью камер в онлайн-режиме она на протяжении всей поездки следит, чтобы водитель был максимально сконцентрирован на управлении. "Если водитель отвлекся за рулем или переутомился, в кабине сработает звукосветовая сигнализация. Информация об этом автоматически пойдет диспетчеру", - рассказали в "Мосгортрансе". Действуют те же принципы, на которых функционируют программы распознавания лиц. Камера в кабине сканирует лицо водителя и улавливает малейшие признаки усталости. Поводом для тревоги, например, станет частое зевание, определенное положение век и зрачков или свойственная засыпающему человеку мимика. Кроме того, техника моментально сработает, если водитель воспользуется во время движения мобильным телефоном.

Эксперт оценил идею проверять водителей на хронический алкоголизм

Получив сигнал SOS, диспетчер должен как можно быстрее разобраться в инциденте. Он выведет изображение с камеры на свой рабочий монитор и проверит, действительно ли водитель засыпает или плохо себя чувствует. Если тревога оказалась ложной, автобус продолжит движение. Если же опасение искусственного интеллекта подтвердилось, шофера могут снять с маршрута или направить на дополнительное медобследование.

Эту систему уже протестировали на 36 автобусных маршрутах, работающих на северо-востоке города. Эксперимент оказался удачным. В пресс-службе "Мосгортранса" "РГ" поделились планами оснастить новой техникой 8,4 тысячи автобусов, электробусов, трамваев и троллейбусов, заключив трехлетний контракт на ее установку и обслуживание. Подрядчика определят на открытом аукционе в электронном виде. Он уже объявлен. "В ближайшем будущем к системе подключат весь парк "Мосгортранса", - говорит директор службы информационных технологий и связи ГУП "Мосгортранс" Дмитрий Ерзамаев. По его словам, внедрение такого мониторинга уменьшит риски ДТП, связанные с человеческим фактором.

К слову, безопасность перевозок на столичном транспорте постоянно повышается. Например, в прошлом году число погибших в авариях с автобусами снизилось на 27% (погибло 8 человек). А в 2019-м смертность упала на 50% (за 9 месяцев погибло 3 человека), число же самих аварий за этот период снизилось на 1,7%. Положительная динамика наблюдается и у трамваев и троллейбусов - ДТП с ними стало меньше на 28 и 22% соответственно. Всего по вине водителей "наземки" в Москве происходит менее 10% ДТП, отмечают в "Мосгортрансе". Чаще всего аварии провоцируют сами автомобилисты.

Если опасение искусственного интеллекта подтвердилось, шофера могут снять с маршрута или направить на дополнительное медобследование

Тем не менее столкновения, к которым привели действия городских шоферов, все же случаются. В том числе и с трагическими последствиями. В городе помнят ужасное происшествие у станции метро "Славянский бульвар" в декабре 2017-го. Тогда автобус "Мострансавто" (подмосковный перевозчик) влетел в пешеходный переход, насмерть раздавив четырех человек и ранив еще десять. Страшные кадры зафиксировала городская камера наблюдения: автобус медленно начинает движение в сторону остановки и перехода, набирает скорость и проваливается вниз, подминая под себя людей. Водитель (сейчас он отбывает срок) даже не пытался вмешаться в управление - поднять ручной тормоз или хотя бы вырулить. Уснул ли он, отвлекся или плохо себя почувствовал, сейчас уже не так важно. Но факт остается фактом - экспертиза показала, что техника была полностью исправна. Значит, причина трагедии - исключительно человеческий фактор.

"Яндекс" увеличит парк беспилотников до 100 единиц в 2019 году

Еще один показательный случай произошел четыре года назад на Варшавском шоссе. Спящий водитель автобуса влетел в столб, и пассажиры от сильного удара буквально пролетели весь салон. Пострадали 7 человек, отсутствие погибших - скорее счастливая случайность. Или еще ДТП, случившееся уже этим летом на проспекте Буденного: электробус протаранил автомобиль и трамвай. Несколько человек получили травмы, чудом никто не погиб. По свидетельствам пассажиров, водитель уснул.

Если бы на всех этих злополучных рейсах стояла система контроля усталости водителя, то аварий с высокой долей вероятности удалось бы избежать. "Такие системы активно внедряются и за рубежом. Это эффективный и относительно недорогой способ защитить пассажиров и пешеходов, а также избавить самого водителя от серьезных неприятностей. 10 лет назад таких технологий еще не существовало, но теперь они плавно становятся частью нашей повседневной жизни", - рассказал "РГ" директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Кстати

На первых двух Московских центральных диаметрах (МЦД), которые планируется запустить к концу года, тоже предусмотрена система контроля усталости. Но принцип работы у нее несколько другой. У машиниста на запястье будет специальный электронный браслет, считывающий его биологические параметры. При ухудшении его самочувствия или засыпании в кабине раздастся звуковой сигнал. После него машинист в течение 5-7 секунд должен нажать на кнопку и подтвердить, что у него все в порядке. В противном случае система безопасности автоматически остановит поезд.

Общественный транспорт Москва Столица