16.10.2019 10:34
Культура

В Омске завершился международный театральный фестиваль

В Омске завершился международный театральный фестиваль
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №233 (7991)
В Омске завершился VI Международный фестиваль театров кукол "В гостях у "Арлекина". Его спектакли посмотрели более трех тысяч зрителей.
/ Театр "Арлекин"
Читать на сайте RG.RU

Главный приз фестиваля - "За лучший спектакль" для взрослых - отправился во Францию. Его получила Полина Борисова за моноспектакль "GO! (ИДИ!)". Кстати, у нее омские корни, Полина - внучка Анастасии Варжало, которая на протяжении восемнадцати лет возглавляла Омский кукольный театр.

- Я живу во Франции, но Омск - это город моего детства. И работать на сцене театра "Арлекин", в холле которого стоит бюст бабушки, - дорогого стоит, - поделилась впечатлениями от приезда в Сибирь Полина.

Эстафету Всероссийского театрального марафона принял Грозный

История старушки, которая склеивает скотчем свои воспоминания, не оставила равнодушным ни театральных деятелей, ни зрителей, устроивших автору моноспектакля овацию.

География победителей омского фестиваля весьма обширна - Москва, Екатеринбург, Тюмень, Испания, Болгария, Китай, Япония и Польша. Специалисты сожалеют, что в номинациях отсутствовали награды за кукольную инженерию.

- Технические решения, которые продемонстрировали некоторые участники, вызывают не просто уважение, а настоящий восторг. Екатеринбургский театр в "Дон Кихоте" представил целую феерию оригинальных конструкторских решений - одна огромная лошадь, которой виртуозно управляет находящийся внутри актер, чего стоит. Это - настоящее чудо кукольной техники, заслуживающее самой высокой оценки, - уверен художник-конструктор "Арлекина" Сергей Овчинников.

"Дон Кихот", получивший сразу два приза фестиваля, - технически очень сложная работа. Чтобы "настроить" спектакль на омской сцене, режиссер приехал за несколько дней до открытия фестиваля. Впрочем, и другие постановки потребовали большой инженерно-конструкторской подготовки. Чтобы декорации было удобно перевозить, их делают в виде модулей. Реквизит и кукол аккуратно пакуют в коробки. Тем не менее в пути что-то порой выходит из строя.

Вот готовится очередная фестивальная постановка. Рабочие, как муравьи снуют по сцене. Один что-то прикручивает под самым потолком, другой тянет провода, третий по чертежам собирает конструкцию. И прямо на глазах вырастает сказочный город. И так - несколько раз в день.

- Когда приезжает два десятка разных театров, работы прибавляется, но мы справляемся, - говорит заведующая постановочной частью "Арлекина" Ирина Литвинова. - Наш театр - настоящая фабрика с механиками, столярами, костюмерами, монтировщиками, осветителями, радиоинженерами. Конечно, мы стараемся помочь тем, кто приезжает к нам на гастроли. Например, изготовили полтора десятка опорных конструкций по чертежам и фотографиям для китайского спектакля. Если надо - починим уже по приезду и куклу, и оборудование.

Опыта местным мастерам не занимать.

- Только у меня 250 авторских работ, - сообщил "РГ" художник-конструктор с 23-летним стажем Александр Колдунов. - Поэтому, когда сломалась кукла у израильских актеров, то решение проблемы нашлось быстро. Сделали ей "трепанацию черепа", заменили начинку, и она снова ожила.

Колдунов - создатель одного из главных героев омского спектакля "Ворон" - умудрился сделать куклу, из груди которой выскакивает и загорается сердце. Страшная, уродливая маска при этом распахивается, показывая прекрасное лицо принца. Все в этой кукле уникальное, начиная от шарниров-суставов и заканчивая системой рычагов-педалей, позволяющих ею управлять. Во время спектакля на сцене растут, расцветают и увядают цветы. За каждым - инженерное решение.

По словам специалистов, современный театр кукол дает для творчества даже больше возможностей, чем драматический. Например, в спектакле "Городок в табакерке" Воронежского театра кукол использовано ноу-хау - световой занавес, который создает иллюзию, что главный герой действительно попал внутрь табакерки.

- Изображение проецируется на занавес таким образом, что артисты могут работать как на переднем, так и на дальнем плане, и даже свободно перемещаться внутри картинки. Обычный экран такой возможности не дает, - поясняет режиссер Светлана Дремачева.

Сколько зарабатывают театры в Сибири

В "Утиной охоте" Иркутского театра в фантастических снах Зилова уток играют актеры, а его друзья и коллеги предстают в виде кукол. А в московском спектакле "Мучные младенцы" задействованы обычные картонные коробки, но сколько различных смыслов можно вложить в этот нехитрый, казалось бы, реквизит!

Конечно, на помощь кукловодам приходят новые технологии, например, 3D-принтеры. Но самое совершенное оборудование ничего не даст, если за ним нет квалифицированного специалиста.

- Дефицит мастеров-технологов, которые способны профессионально изготавливать кукол, - это большая проблема, - считает член жюри Анатолий Кулиш. - Вместе со старыми мастерами уходит способность любить и чувствовать куклу. Молодежь такие "сантименты" проявляет редко. И театр от этого многое теряет.

Эта проблема ощущается и в других странах.

- В Бразилии нет специальных учебных заведений для кукольных мастеров, поэтому все осваивают профессию, как могут, перенимают опыт друг у друга, - сообщил актер из Сан-Паулу Родриго Андраде. - Мне в этом смысле крупно повезло. После того как я выступил в прошлом году на омском фестивале, в Бразилии меня заметили и стали помогать. И сейчас я работаю над проектом центра обучения кукольников.

А, например, во Франции вообще нет стационарных кукольных театров, имеющих крышу над головой. Режиссеры создают спектакли с минимумом декораций и путешествуют с ними по всей стране. Любопытно, что произведения Сент-Экзюпери на его родине не ставят. После смерти писателя авторские права перешли к родственникам, требующим от постановщиков суммы, непосильные для театров.

А в России сегодня насчитывается 206 кукольных театров. Иностранные специалисты полагают, что это предмет для гордости.

- Инвестирование в культуру - это очень мудрая политика, - считает директор Пловдивского театра кукол Виктор Бойчев.

Тем временем

Всего на суд международного жюри фестиваля "В гостях у Арлекина" были представлены работы восемнадцати театров из десяти стран. В списке лучших - "Дон Кихот" Екатеринбургского театра кукол, удостоенный диплома победителя сразу в двух номинациях - "За лучшую режиссуру" и "За лучшее художественное оформление". Омский "Ворон" также заслужил две награды - "За лучшую музыку" и "Лучшую роль второго плана" (призы за главные роли жюри решило не присуждать).

Награду "За сохранение художественных традиций" увез Тюменский театр кукол. Москвичи стали победителем в номинации "За лучший актерский ансамбль". "Новацией фестиваля" назвали работу польской актрисы Наталья Сакович - моноспектакль "Пробуждение". Приз профессиональных зрительских симпатий достался Испанскому театру рисующего человека (спектакль "Новые башмаки").

Обладателями спецпризов "За вклад в развитие искусства театра кукол" стали Виктор Бойчев (Пловдивский театр кукол), а также основатель фестиваля Станислав Дубков.

Драматический театр Омск Сибирь