- Достаточно сказать, что многое из того, что вошло в практику театров кукол, было когда-то впервые осуществлено на нашей сцене, - говорит одна из старейших актрис театра, народная артистка России Фаина Костина. - Здесь впервые куклы стали исполнять произведения взрослой классики: Чехова, Сервантеса, Гоголя, Свифта. Здесь впервые, еще в 20-е годы, сняли игровое кино с куклами в качестве артистов - это был фильм "Макс и Мориц".
И первый кукольный телеспектакль - "Школяр в раю" - тоже родился здесь, в 1939 году, когда, по сути, в России и телевидения-то никакого не было, оно только-только зарождалось. И первая "кукольная опера" тоже прозвучала здесь. Фаину Костину, к слову сказать, принимал на работу сам Евгений Деммени. В следующем году она тоже отметит юбилей - 60 лет бессменно служит в этом необыкновенном театре. И, кажется, знает про него все.
Например, как Евгений Деммени, проходя в революционном Петрограде по Невскому проспекту, увидел в витрине сундук с театральными куклами из французского театра: Арлекин, Коломбина, Пьеретта... Разумеется, он, сам себя называвший "дворянином по происхождению, военным по образованию и актером по устремлениям", тут же купил этот ящик. Сундук не сохранился, а его содержимое до сих пор составляет важную часть театральной коллекции кукол. В Гродно, кстати, эти куклы тоже поедут: ведь кроме спектаклей петербуржцы покажут зрителям выставку самых важных своих персонажей.
Сколько сегодня хранится кукол в театре Деммени, не знает никто: наверное, сотни. Они теснятся в витринах, забретают в официальные кабинеты, выглядывают из многочисленных окон театра прямо на Невский, словно приглашая зайти... И каждый новый спектакль прирастает новыми обитателями - ведь брать героев "из подбора", как это бывает с театральными костюмами, в театрах кукол не принято. Только однажды, когда главный режиссер театра Эдуард Гайдай решил сделать спектакль "Куклы и клоуны", своеобразное приношение когда-то прогремевшему спектаклю Евгения Деммени "Цирк", он использовал в нем наряду с новыми персонажами кукол из того, прежнего спектакля. Да еще в "Гулливере в стране лилипутов" играют свои роли куклы-ветераны: первый вариант этого спектакля явился на сцену театра в 1928 году. В прошлом ему исполнилось 90. Таких спектаклей-долгожителей нет, наверное, больше ни в одном театре.
В фойе - ажиотаж: только что художник Екатерина Аксенова принесла артистам своих новых питомцев - кукол для спектакля по китайской народной сказке "Дракон и золотая черепаха". Их тут же опробуют в деле. Артист Вячеслав Попов так ловко орудует выразительными руками своего "мандарина", что кажется, будто тот сам, без посторонней помощи, перебирает бусины четок.
А на гастроли Театр марионеток Деммени привезет два спектакля "Любовь к трем апельсинам" по сказке Гоцци в постановке Дмитрия Лохова и "Крошка Енот" Эдуарда Гайдая. Почему именно на них пал выбор?
- Сказка Гоцци - спектакль для семейного просмотра, он будет интересен и детям, и взрослым, - говорит директор театра Наталия Лунева. - К тому же он у нас объездил уже много фестивалей, как говорится, увенчанный и прославленный. А "Крошка Енот" адресован самым маленьким зрителям.
Важным мотивом было и то, что оба спектакля играют куклы-марионетки. И хотя в театре Деммени артисты работают с куклами разных систем - перчаточными, тростевыми, планшетными, к марионеткам здесь отношение особое.
- Они романтичны, они изысканны - не зря в период Серебряного века многие поэты, писатели, философы обращались к образу куклы-марионетки. И в театрах той поры они занимали видное место: скажем, номер "танец скелета" был очень популярен, - рассказывает Фаина Костина. - А еще марионетки необыкновенно ловки, они подобны цирковым гимнастам и вообще умеют многое, что недоступно даже хорошему драматическому артисту.
Актриса вспоминает, как во времена ее детства родители нередко говаривали: "Идем к Деммени!" И этот поход в театр был самым большим праздником.
Есть в театре и героические куклы - например, те, кто прошел Великую Отечественную войну вместе с артистами - участниками фронтовых бригад. Со спектаклем-памфлетом Самуила Маршака "Юный Фриц" актеры театра выступили на передовой более 650 раз. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады. А куклы пережили и блокаду, и эвакуацию, чтобы вновь радовать зрителей своей неуемной энергией.
- Мы не первый раз отправляемся на гастроли в Беларусь, - говорит Наталия Лунева. - Со спектаклями и выставками наших кукол часто бывали в Минске. Сейчас нас увидит публика города Гродно. И это большая ответственность для нас. Ведь в Гродно работает прекрасный кукольный театр, возглавляемый талантливым режиссером Олегом Жюгждой.
Эти обменные гастроли стали возможны благодаря проекту Минкульта России "Большие гастроли-2019. Зарубежная программа".
Тем временем
А на сцене Театра марионеток имени Деммени 8, 9 и 10 ноября свои спектакли представил Гродненский областной театр кукол. Петербургской публике показали две музыкальные сказки, обе в постановке режиссера Олега Жюгжды и художника Ларисы Микиной-Прободяк - "Солнышко и снежные человечки" и кукольную комедию "Царевна-лягушка". Музыку к обоим написал Виталий Леонов. Все эти имена известны петербуржцам, ведь "взрослые" гродненские спектакли они не раз видели на сцене театра "Балтийский дом", где постановки Олега Жюгжды становились событиями фестиваля "Встречи в России".
- Естественно, в репертуаре у нас больше спектаклей для детей, - говорит Олег Жюгжда. - Из примерно 60 названий только 15 "взрослых". А в Петербург мы привезли самую что ни на есть детскую кукольную классику. "Солнышко и снежные человечки" ставили везде и всюду. А наша "Царевна-лягушка" - это мощный блокбастер в двух действиях, в котором много русских песен, актеры исполняют их "вживую". Для художественного решения взяты мотивы городецкой росписи.