- По сути это лечебный робот, - говорит Ощепков. - Он позволяет обрабатывать опухоли с точностью до доли миллиметра, а окружающие ткани остаются практически нетронутыми.
Для каждого пациента в устройство загружают индивидуальную программу лучевой терапии. Она составляется штатным физиком на основании данных врачей-радиологов.
- Электроны попадают в мишень, где генерируется тормозное излучение, которым и производится процедура облучения. Также возможна "атака" пучками электронов, - объясняет медицинский физик, выпускник Севастопольского госуниверситета Даниил Пейдус. - Главное преимущество этого ускорителя - в точной доставке дозы, она попадает именно на те ткани, которые обозначены доктором.
Радиотерапия, по словам главврача, показана половине пациентов онкодиспансера. Сегодня это около 1000 человек.
- По эффекту лучевая терапия во многом сравнима с хирургическим лечением, а где-то даже ее вытеснила, - отмечает Василий Ощепков. - Например, при опухолях головы, шеи, предстательной железы, многих лимфомах.
Как писала "РГ" (статья "Чиновники все обещают" в номере от 29 июня 2017 года), лучевую терапию в севастопольском онкодиспансере не проводят с мая 2016 года. Тогда окончательно вышел из строя старый советский гамма-терапевтический аппарат, отслуживший все сроки. Все эти годы онкобольные были вынуждены ездить на облучение в другие регионы - Ростов-на-Дону, Краснодар, Москву, Санкт-Петербург. Поездка приводила к дополнительным тратам и доставляла массу неудобств, особенно тем, кто только перенес операцию.
А тем временем в Севастополе пылился новенький ускоритель частиц Elekta Infinity, подаренный правительством Москвы еще в 2015 году. Дорогущий аппарат стоимостью 350 миллионов рублей простаивал, пока чиновники перекладывали вину то на подрядчиков, то на санкции. Больше года ушло только на строительство каньона - специального бетонного бункера для ускорителя. Затем выяснилось, что британская фирма-производитель не разрешает запустить его на территории Крыма. Кроме того, понадобилось докупить компьютерный томограф, чтобы точно определять границы опухоли.
- Были проблемы с исправностью оборудования, но сейчас все отлажено, работает, - рассказал Ощепков. - Осталось получить разрешительные документы, и можно приступать к лечению. В этом году мы примем первого пациента.
По словам главврача, при интенсивной эксплуатации срок службы ускорителя составит пять-семь лет.