Несмотря на то что основной массе населения центральноазиатских государств удалось выбраться из нищеты, уровень благосостояния в южных постсоветских республиках по-прежнему невысок, а средний класс, на который, к примеру, опираются в странах Европы, находится, скорее, в зачаточном состоянии. Выяснить это помогло исследование Всемирного банка (ВБ), которое охватило несколько государств Центральной Азии.
Оазисы благополучия
Считается, что к среднему классу можно отнести человека, чей доход составляет от десяти до пятидесяти долларов в день. Это автоматически отсекает от благополучной группы значимую часть неработающих пенсионеров. Но планка, как выясняется, весьма высока для большей части населения Центральной Азии независимо от возраста, и чем дальше от столиц, тем ситуация острее - за редким исключением. Об этом свидетельствуют данные как статистических ведомств государств региона, так и социологических служб.
Наиболее благополучен по сравнению с другими странами региона Казахстан, который международные финансовые институты чаще всего относят к группе стран с доходом выше среднего. Нур-Султану в свое время удалось значительно сократить уровень бедности и добиться роста благосостояния. Сегодня в некоторых областях Казахстана доля среднего класса достигает, а где-то и превышает треть от общего количества их населения. Это касается, прежде всего, юго-восточных и северных районов.
К этому показателю пока не удалось приблизиться ни одной другой стране региона. В силу ряда причин Узбекистан, Киргизия и Таджикистан остаются в числе государств с доходом ниже среднего, хотя с недавних пор картина начала меняться. В Узбекистане, к примеру, сегодня к среднему классу можно отнести примерно 10-15 процентов жителей. В Таджикистане и Киргизии - не более пяти процентов.
Эксперты Всемирного банка полагают, что представители среднего класса в странах Центральной Азии живут, в основном, в крупных городах. Речь, чаще всего, идет о столицах и их окрестностях. Так, по версии ВБ, они почти полностью сконцентрированы в Нур-Султане, Алматы, Ташкенте и в меньшей степени в Душанбе и Бишкеке.
В международном финансовом институте полагают, что эта особенность связана с инфраструктурными проблемами. Отдаленные районы объективно не могут соперничать с мегаполисами в динамике развития рынка труда, а люди из глубинки часто не могут позволить себе сменить место жительства. Стоимость жизни в городах значительно выше, чем в среднем по стране. Более того: гражданину Казахстана или Узбекистана, решившему переехать из глубинки в Нурсултан, Алматы или Ташкент, обзавестись недвижимостью в этих городах гораздо сложнее, чем, к примеру, мигранту из внутренних штатов США, Канады или Австралии, который перебрался в такие мегаполисы как Сан-Франциско, Ванкувер или Сидней.
Как не скатиться в бедность?
Попасть в "среднюю лигу" мало, в ней еще необходимо удержаться, что в странах Центральной Азии очень непросто. Экономики южных республик, нередко зависимые от поступлений иностранных кредитов и денежных переводов от трудовых мигрантов, чувствительны к сезонным и другим факторам, что не может не сказаться на кошельках рядовых граждан. Зарплаты здесь, как правило, невысоки, но если в одной семье работают хотя бы двое, она может вполне попасть в число "середнячков".
- Год-два назад мы считались вполне благополучной семьей и могли позволить себе немного попутешествовать во время отпуска, - рассказывает 33-летний житель Бишкека Азиз М. - Успели купить машину. Потом супруга ушла в декрет, у нас родился второй ребенок, и теперь я - единственный кормилец семьи. Одна зарплата на четверых. Не голодаем, конечно. Денег хватает и на продукты, и на кое-какую одежду, и на оплату коммунальных услуг. Но накоплений мы больше не делаем, и о серьезных покупках думать пока тоже не приходится.
Азиз в этом отношении не одинок. Со схожими проблемами в Киргизии, да и не только в ней, сталкиваются многие молодые семьи. Но он не унывает и полагает, что ситуация выправится, как только супруга сможет вновь выйти на работу. Чего, однако, не скажешь о его соотечественнике Дуйшене, живущем с родителями в одном из сел высокогорного региона - Нарынской области.
- Я условно делю год на две части, - признается 23-летний Дуйшен. - В теплое время года мы с односельчанами едем в Бишкек, где работаем на строительстве разных объектов. Живем на окраине у земляка. Он переехал в город давно, организовал строительную бригаду, принимает заказы от клиентов. Осенью возвращаемся обратно, чтобы помочь дома с хозяйством. Другой работы в селе практически нет.
Деньги, которые Дуйшен успевает заработать в течение теплого периода, и натуральное хозяйство составляют доход его семьи. Зимой заработок сокращается, и с такими колебаниями сталкивается не только этот нарынчанин, но и многие его земляки, а также жители соседнего Таджикистана. Эту же тенденцию подметили и во Всемирном банке. По оценкам его экспертов и местных источников, уровень бедности в Таджикистане сильно колеблется в зависимости от сезона года, и приблизительно половина населения терпит нужду по крайней мере раз в год. В Киргизии схожая картина наблюдается во многих отдаленных от столицы районах.
Хорошо там, где...
Однако полагать, что наиболее благополучные люди Центральной Азии живут только в городах, ошибочно. Это хорошо видно по данным, которые приводит как Нацстатком Киргизии, так и непосредственно Всемирный банк. По их оценкам, в лидеры по среднедушевому потреблению в республике выбился вовсе не Бишкек, а Панфиловский район Чуйской области (7,7 доллара в день). За ним с небольшим отставанием следуют соседний с ним Жайыльский (7,4), Бакай-Атинский (около 7 долларов) Таласской области.
Самыми бедными районами республики, по оценкам экспертов, можно назвать Ак-Талинский в Нарынской области (3,2 доллара), Тонский в Иссык-Кульской (3,7) и Араванский в Ошской (4,2 доллара).
Интересно и то, что больше всего в процентном соотношении людей с доходами, которые позволяют отнести их к среднему классу и выше, живут в Жайыльском районе Чуйской области (шесть процентов среди жителей), Ат-Башинском районе Нарынской (5,9) и Ак-Суйском Иссык-Кульской (4,7 процента). В Бишкеке, для сравнения, доля "середнячков" и более обеспеченных жителей составляет всего 4,2 процента, а уровень потребления среднестатистического жителя - 6,39 доллара. А во втором по размеру городе республики - Оше - и того меньше: 2,2 и 5,31 соответственно.
Самый крупный город Таджикистана Душанбе также нельзя назвать лидером ни по первому, ни по второму показателю. По уровню потребления на душу он с цифрой в 9,1 доллара уступает Ванчскому району Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) с 10 долларами. А по доле "середнячков" и более обеспеченных жителей от общего количества жителей (16 процентов) - Дарвазскому району ГБАО (18,4).
В Узбекистане самым богатым обеспеченными людьми также можно назвать не крупнейший город Ташкент, а соседний с ним Бостанлыкский район. К "середнячкам" и более благополучным здесь, по данным исследователей, относятся 39 процентов жителей, а средний уровень потребления в нем превышает 14 долларов в день. В Ташкенте, для сравнения, эти показатели составляют 26,4 и 11,9 соответственно.
В Казахстане пальму первенства тоже удерживает не самый крупный город, а Талгарский район на юге Алматинской области. Среднедушевой уровень потребления здесь превышает 15 долларов в день, а к среднему классу и выше относятся 43 процента его жителей. В Алматы, в свою очередь, эти показатели составляют 14,8 и 42,6 соответственно.