Не виноватые мы
Оценка действиям всех должностных лиц будет дана в рамках уголовного дела, так глава ГУВД Бишкека Канат Джумагазиев ответил на заданный ему на совещании в столичной мэрии вопрос об ответственности чиновников за взрыв газовых баллонов в кафе "Антошка".
- В отношении владельца возбудили уголовное дело, а в отношении сотрудников Госэкотехинспекции нет. Но ведь именно они осуществляют надзор. Почему нет никакой реакции на их халатность? - поинтересовалась руководитель муниципального предприятия "Городские парки" Калича Умуралиева.
- Все обвинения будут предъявлены по итогам следствия, - добавил Канат Джумагазиев.
Будут ли? Ответ на этот вопрос волнует сегодня многих киргизстанцев. Потому что оказаться в тот день в том кафе, расположенном в паре сотен метров от одного из самых оживленных мест в Бишкеке - центральной площади "Ала-Тоо", - мог любой, и даже с детьми.
- Что взять с владельца, для которого главное - поменьше расходов, побольше прибыли? Почему те, кто должны были указать ему на допущенные нарушения, не сделали этого и не предотвратили таким образом трагедию? Сколько еще таких кафе в городе? - задаются вопросами местные жители.
Однако в Госэкотехинспекции своей вины в случившемся не видят. "В конце 2018 года инспекторы пришли с проверкой в это кафе и обнаружили нарушения, после чего администрации выписали предписание об их устранении. В феврале текущего года проверили исполнение выданного предписания. Из-за того что нарушения не устранили, на администрацию наложили штраф, который был полностью уплачен", - пояснили в ведомстве.
После этого в "Антошку" инспекторы больше не наведывались, поскольку в республике вступил в действие двухлетний мораторий на проверки субъектов предпринимательства. "Сотрудники Бишкекского управления Госэкотехинспекции обходили общепиты, кафе и рестораны столицы только для проведения профилактических бесед...", - уточнили в госинспекции.
- Этот объект по причине введенного моратория никто не может контролировать в течение двух лет, - отметили, в свою очередь, в Бишкекском центре госсанэпиднадзора. - Кроме того, также, согласно законодательству, кафе не могли проверять в течение трех лет с момента открытия. Открылось же оно в 2018 году.
Что же это за мораторий и действительно ли он так страшен, как его малюют чиновники?
Проверки по заявлению
Мораторий разработали в 2018 году в министерстве экономики КР, здание которого, кстати говоря, находится в нескольких десятках метров от взорвавшегося кафе. Ограничение должно стимулировать государственные органы к переходу "на более современные способы взаимодействия с бизнесом". Как сказал занимавший в то время должность министра экономики Олег Панкратов, с внедрением данного механизма полностью отпадет потребность в проверках с присутствием инспектора, и уровень коррупции будет сведен на нет.
Проводить проверки в течение двух лет запретили 10 госорганам: Социальному фонду, агентству антимонопольного регулирования, агентству по регулированию топливно-энергетического комплекса, службе регулирования и надзора за финансовым рынком, инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности, инспекции по экологической и технической безопасности, департаменту драгоценных металлов при минфине, департаменту лекарственного обеспечения и медицинской техники и департаменту профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора при минздраве, управлению по регулированию, контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции минсельхоза.
Тогда же премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев потребовал, чтобы объявленный мораторий ни в коем случае не поставил под угрозу жизнь и здоровье граждан из-за некачественных товаров и услуг. Но увы...
После взрыва газовых баллонов в кафе глава правительства поручил госорганам провести тщательное расследование причин трагедии и оказать необходимую помощь пострадавшим.
Убрать кормушку
В минэкономики пока никак не комментируют случившееся. И неизвестно, что будет с мораторием: отменят его или, может, как уже попросили в проверяющих госорганах, "смягчат". Корреспондент "РГ" пообщался с одним из экспертов, имевшим отношение к разработке инициативы. По его мнению, ограничения и трагедия в "Антошке" никак не связаны между собой.
- Нашей главной целью, грубо говоря, было убрать кормушку, - рассказал он. - Думать, что проверки прекратились и поэтому во всех кафе тут же начали использовать газовые баллоны не так, как надо - верх наивности. Причина возникла не вчера, не позавчера. Такой взрыв мог произойти в любой момент хоть с мораторием, хоть без него. Даже сейчас попросите в какой-нибудь точке быстрого питания показать, где и в каких условиях у них находятся газовые баллоны, и вы увидите: стоят они там же, где стояли в "Антошке". Уверяю, даже если мораторий уберут, ничего не изменится. Дело в отношении к безопасности самих предпринимателей. У них на первом месте прибыль, а о последствиях они задумываются в последнюю очередь. И это касается не только кафе или ресторанов. На других объектах ситуация не лучше.
Слова эксперта, как ни удивительно, подтверждаются фактами. К примеру, по данным мэрии столицы, треть автозаправочных станций в городе также не отвечает требованиям пожарной безопасности.
Кстати, владелец разрушенного кафе, которого поместили под домашний арест, на допросе сказал, что использовал баллоны так же, как это делают в других точках быстрого питания.
Что дальше? По закону жанра - обещания навести порядок. В столичной мэрии, к примеру, сообщили, что готовят план-программу по усилению противопожарных мер в точках быстрого питания, детских садах, социальных учреждениях. Но, как сказал корреспонденту "РГ" продавец гамбургеров в одном из киосков в центре города, пошумят, успокоятся, и все будет как прежде.
Михаил Халитов, экс-член Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР:
- Дело не в проверках, а в другом. Вот, к примеру, в России использование газовых баллонов регламентируется правилами пожарной безопасности. В них сказано: "Не допускается хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на кухнях, на путях эвакуации, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях".
Правила определяют, что газовые баллоны (рабочий и запасной) для снабжения газом бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок) должны располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не ближе пяти метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ".
А в республике есть подобные нормы? Нет. Поэтому у нас большинство точек общепита - "бомбы".