25.11.2019 20:25
Культура

В Калининграде вспоминали Баха и Канта

В Калининграде вспоминали Баха и Канта
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №266 (8024)
В Калининграде, городе, связанном для всего мира с именем Канта, в Кафедральном соборе отметили Всемирный день философии. Многочасовой марафон лекций и концертов под лейблом "МузыКанты на острове Канта. Ремесло экстаза" уже в третий раз прошел под руководством директора собора, музыковеда Веры Таривердиевой и пианиста, дирижера, композитора Михаила Аркадьева. В философском оммаже звучала музыка Баха, Генделя, Вивальди, Куперена, а также мировая премьера новой партитуры для камерного оркестра Михаила Аркадьева "Фуги".
/ Предоставлено пресс-службой Кафедрального собора в Калининграде.
Читать на сайте RG.RU

Сама идея появления философско-музыкального проекта в Кафедральном соборе Калининграда логична: здесь, на его территории сконцентрировано семь веков интеллектуальной и культурной истории города, начинавшейся еще при рыцарях Тевтонского ордена. К истории собора относятся и первые евангелические проповеди на немецком языке, и знаменитая Валленродтская библиотека (XVI век) - собрание средневековых книг и манускриптов, усыпальница профессоров университета Collegium Albertinum, основанного Великим магистром Альбрехтом, и гробница Иммануила Канта у соборной стены - место поклонения философов всего мира. Между тем сегодня остров Канта стал центром музыкальной жизни с концертной афишей в несколько сотен имен, собор, в свою очередь - концертным залом с уникальным органным комплексом, на котором играют известные и молодые музыканты, попадающие в финал Конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Возглавляет конкурс Вера Таривердиева, ставшая теперь и главой Калиниградского Кафедрального собора.

В Большом зале консерватории представят оперу "Джезуальдо"

Вера Таривердиева: Как директору мне приходится заниматься разными вещами: от благоустройства территории острова до формирования афиши Кафедрального собора - культурного комплекса с двумя концертными залами и музеем Канта. Мы проводим 700 концертов в год, и по количеству концертов можем подавать уже заявку в Книгу рекордов Гиннеса. Раньше люди, приезжая в Ригу, ходили в Домский собор послушать орган, теперь, попадая в Калининград, идут в Кафедральный собор. У нас выступают и симфонические оркестры, и оркестры русских народных инструментов, камерные коллективы. Но с такой историей места было невозможно обойти стороной Всемирный день философии, отмечающийся в мире с 2002 года. Обдумывая этот проект мы решили с Михаилом Аркадьевым соединить бренд собора "МузыКанты на острове Канта" с названием его известного телевизионного цикла "Ремесло экстаза". Суть в том, что мы задаем философскую тему дня, которая становится и темой лекции Михаила Аркадьева за роялем. Он пишет для нас также новое сочинение. В афише - философская лекция, концерты на заданную тему, программа "Ночной Бах". Музыка Баха очень подходит Канту.

В соборе проходят до 700 концертов в год - можно подавать в Книгу рекордов Гиннеса!

Сам формат лекций и концертов практически "нон-стоп", когда публика, приходящая в собор, может не покидать его до полуночи, погружаясь, например, в философскую коллизию "вечного возвращения" Ницше, в фуги, звучащие на разных инструментах, в музыку Баха или в анализ музыкального мифа модерна, придает проекту в Соборе характер музыкально-философской академии одного дня. Предыдущие "дни" проходили под девизами "Незвучащее время и звучащее время", Liebestod (любовь/смерть). В этот раз Михаил Аркадьев обратился к эстетическому трактату Нище "Рождение трагедии из духа музыки", ключевому для философии и искусства рубежа ХIX-XXвеков, для русского символизма. Тему загадочного ницшевского "вечного возвращения" раскрыл в своей лекции и Игорь Кумичев, председатель Калининградского общества Гете. В контексте эпохи модерна он проанализировал музыкальные коды романа "Мраморная статуя" (Das Marmorbild, 1819) немецкого поэта-романтика Йозефа фон Эйхендорфа, чья лирика, к слову, перекладывалась на музыку более 5000 раз.

Вера Таривердиева: К концерту Михаил Аркадьев сочиняет произведение по теме дня. У нас уже состоялись две мировые премьеры его сочинений: Пассакалии для струнного оркестра и органа и Сарабанды. Этот цикл сам композитор назвал "Кенигсбергским триптихом": завершают его Фуги - своего рода, философское"бегство за доказательством" (фуга в переводе с латинского означает "бег, бегство"), по сути, "вечное возвращение".

В Большом театре прошла премьера "Жизели" Алексея Ратманского

Мировой премьере предшествовала целая программа из фуг, фугетт и полифонических "фантазий" композиторов разных времен, от эпохи Ренессанса до Сезара Франка, в чарующем своей трепетной барочной красотой звука исполнении Ансамбля старинной музыки "Les Moscovites" под руководством Филиппа Ноделя и титулярных органистов Кафедрального собора Евгения Авраменко и Мансура Юсупова. Новую партитуру Михаила Аркадьева "Фуги. Бегство за доказательством" исполнил Камерный оркестр Калининградской филармонии под управлением автора. Суть своего сочинения композитор охарктеризовал как посвящение жанру фуги, Баху и современному миру, пока еще способному слушать фуги, но уже зависшему над бездной всемирной катастрофы. С пронзительного звука струнных и загадочных ударов литавр, переходящих в тремоло и не сразу обрисовывающих тему последней фуги из "Искусства фуги" Баха, началась эта партитура. Музыкальная ткань ее буквально прослоена темами баховских фуг и Шостаковича - своего рода, мета-текст фуги. Аркадьев использовал здесь и прием коллажа, и синтез, искусно сцепляющий полифоническое движение и оркестровую драматургию. Мрачный роктот и удары литавр возвращают к предсмертным звукам, написанным Бахом - как фундамент, его храм и склеп одновременно, как мотив "вечного возвращения". Разреженное звучание скрипок оборачивается трагической экспрессией Шостаковича, на мгновение отсвечивает жизнеутверждающей энергией вивальдиевской фактуры. А массивный бег оркестра сменяется стройной фугой органа, величественно набирающей свою полифоническую "вертикаль" (орган - Мансур Юсупов). Но разрешением этой коллизии становится не торжество, а страшный диссонанс, обрыв, возвращение к теме литавр, звучащих, как императив, как фатум, как "тема смерти" Баха и всего человечества - финал бега в никуда.

Уже поздним вечером в программе "Ночной Бах" Михаил Аркадьев исполнил баховские фугии каноны из "Искусства фуги", Ричеркар из "Музыкального приношения" и Гольдберг-вариации - немыслимый в одной программе набор сложнейших сочинений, по сути - двухчасовая баховская мистерия, которую можно услышать только в калиниградском Кафедральном соборе. И, кто знает, возможно на пути таких философских дней, отмечающихся теперь во всемирном масштабе, удастся осуществить идеалистический проект, выдвинутый Кантом - установление "вечного мира" на земле. Правда, согласно Канту, достичь его будет возможно только тогда, когда власть будет принадлежать не людям, а законам.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Классика Калининград Северо-Запад