26.11.2019 18:23
Культура

"Золотая Маска" показала в Стамбуле четыре спектакля

"Золотая Маска" показала в Стамбуле четыре спектакля
Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №267 (8025)
Русский театр в Турции - гость редкий. Поэтому неудивительно, что билеты на все спектакли "Золотой Маски" в Стамбуле были распроданы задолго до фестиваля, а площадкой для него стала самая большая (на две тысячи мест) и оснащенная сцена в стране - Zorlu Center. Лучшие постановки последних лет показывали целую неделю.
/ предоставлено Театром наций.
Читать на сайте RG.RU

Сотрудничество "Золотой Маски" со Стамбульским театральным фестивалем, в рамках которого турецкой публике представляют лучшие российские премьеры, началось в 2018-м.

- Первым нашим совместным проектом стал показ спектакля Театра Наций "Гамлет. Коллаж", когда мы впервые увидели филигранную игру Евгения Миронова. В этом году в афише уже четыре спектакля из Москвы. Безусловно, встреча с "Золотой Маской" открыла новую веху в отношениях с Россией, - уверена Леман Илмаз, директор Стамбульского театрального фестиваля.

Виктор Добронравов, исполняющий роль Онегина, прямо во фраке и цилиндре прогулялся по улочкам Стамбула

Спектакли для турецкой публики она отбирала лично и, надо сказать, подошла к этому с максимальным бесстрашием - в программе стопроцентный русский контекст. Он-то и добавил волнения организаторам и актерам: поймет ли зритель, например, "Евгения Онегина", которого на турецкий впервые перевели только в начале 2000-х?

Ответом стали овации, которые Театру имени Вахтангова устроила публика. Мы хмыкнем: "Еще бы, Гуськов, Маковецкий, Купченко!", но в том и прелесть - туркам эти имена вряд ли что-то говорят.

Владимир Григорьев: С читателями встретится сборная России по литературе

В своем "Евгении Онегине" Римас Туминас до предела накаляет и без того накаленные чувства: он добавляет ключевым персонажам двойников, которые смотрят на все произошедшее с высоты прошедших лет. И нет, это только кажется, что время лечит. "Взрослый" Онегин с презреньем смотрит на самого себя, отвергающего чувства Татьяны, с ужасом прерывает теперь уже ее отвержение, и спустя годы эта трагедия для него еще ошеломительнее. А Татьяна в годах с нежностью гладит по голове юную Танечку, которой снится страшный сон, - она ведь уже знает, кем окажется этот огромный медведь...

Еще один персонаж - не со страниц романа. На первый взгляд ну точно Домовенок Кузя, которому вручили балалайку! Бегает туда-сюда за героями, садится рядышком и давай заунывно бренчать. Знакомьтесь, русская хандра. Нет ее всего в паре сцен, тех, где эмоции заполняют пространство настолько, что больше ни до чего. Как в жизни.

Конечно, не могли не покорить публику красота и юмор спектакля, а на следующий день - собственной персоной появившийся на улочках Стамбула Евгений Онегин. Виктор Добронравов, исполняющий роль, прямо во фраке и цилиндре прогулялся по площади перед Собором святой Софии и даже как настоящий турист купил жареную кукурузу. Необычная персона тут же приковала к себе все взгляды. Так что как выглядит хрестоматийный русский герой, здесь теперь не забудут.

А вот "Цирк" Театра Наций - классика уже советская, тем сложнее. Спектакль Максима Диденко, чья "Норма" сейчас будоражит столичного зрителя, - диалог с одноименной комедией 1936 года. Переосмысливать советское наследие режиссеру не впервой (в Александринке он выпустил "Землю" на основе известного немого фильма Довженко), как и работать с Ингеборгой Дапкунайте. В его "Идиоте" она - не удивляйтесь - сыграла князя Мышкина. Здесь актриса буквально с фотографической точностью передает экранный образ звезды американского цирка Марион Диксон и, конечно, Любови Орловой, сыгравшей эту роль.

Музеи введут систему выявления неадекватных посетителей на входе

Но, несмотря на местами стопроцентное попадание в первоисточник - костюмы один в один, те же крылатые фразы, а Мартынова (Станислав Беляев) и Франца фон Кнейшица (Сергей Епишев) от экранных тоже почти не отличить, спектакль передает совсем другие смыслы.

- В детстве мне всегда казалось, что "Цирк" - абсолютно счастливый фильм об идеальной стране. Но чем дальше я взрослел, тем больше несоответствие картинки и того, что я узнавал об истории своей родины, потрясало. Поэтому этот спектакль - сочетание красоты и ужаса, - объясняет режиссер.

Ультрамариновый цвет, в котором выдержано действие, сам по себе красивый, но когда кроме него только черный, он устрашает. "Песня о Родине" Василия Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского - красивая, но если положить ее на современную электронную музыку, она - тревожный предвестник. Даже шуточная фраза "До самой смерти, вы поверьте, с вами в жизни не случится ничего" в исполнении хора - скорее, злое пророчество.

Но цирк - это ведь радость и веселье! Об этом создатели не забывают: в спектакле много шуток и блесток, много пластики, трюков и спецэффектов, главный из которых - огромная объемная луна, которую так и хочется потрогать… В фантазийном финале все счастливы - Диксон воссоединяется с возлюбленным и своим чернокожим ребенком, втроем они отправляются на Луну. Вот только что будет там с ними?

За общим весельем этот вопрос в голову ни к кому не приходит.

После показа турецкие зрители расходиться не спешили: они с удовольствием остались на обсуждение с создателями. Многие из них, оказалось, хорошо знакомы с лентой Александрова.

"Мосфильм" опубликовал снимки из архива личного фотографа Гитлера

Показали в Zorlu Center еще одну премьеру Театра Наций - спектакль "Иранская конференция" с Вениамином Смеховым и Равшаной Курковой, а также танцевальную работу "Все пути ведут на Север" Театра "Балет Москва". Все это стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры РФ.

- Мы бы очень хотели, чтобы наши отношения со Стамбульским театральным фестивалем продолжились, и мечтаем теперь привезти спектакли из Турции к нам, - поделилась генеральный директор "Золотой Маски" Мария Ревякина.

Она также добавила, что в будущем году к международным программам фестиваля добавится еще одна - в Швейцарии.

Драматический театр