06.12.2019 07:00
Экономика

Страховой рынок ждет продолжения реформы ОСАГО

Текст:  Кира Камнева
Страховщики, депутаты и регулятор ищут компромисс по изменениям в системе "автогражданки", чтобы сделать стоимость полиса более справедливой, когда аккуратные водители не будут платить за лихачей.
/ Нина Зотина/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В начале 2019 года началась реформа ОСАГО: с 9 января тарифный коридор по "автогражданке" был расширен на 20%, а коэффициент "возраст-стаж" стал включать 58 вместо 4 параметров. С 1 апреля вступили в силу изменения, касающиеся коэффициента бонус-малус. Для тех автовладельцев, у кого было несколько значения коэффициента, закрепили один, самый низкий. В случае перерыва в вождении за автомобилистом теперь сохраняется тот же коэффициент, который был у него до перерыва.

Депутаты поддержали свой проект реформы ОСАГО

С января по октябрь этого года средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5,3%, до 5400 рублей, посчитали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Средняя выплата при этом, напротив, выросла на 2,7%, до 68 тысяч рублей.

- За 10 месяцев этого года, после того как начался первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, общие сборы премий стали меньше на 7,43 миллиарда рублей, а общие выплаты увеличились на 7,76 миллиарда рублей. Одновременно, по данным Банка России, количество жалоб на ОСАГО за этот же период снизилось на 40%. Такие показатели - результат возросшей конкуренции между страховщиками, - указал президент РСА Игорь Юргенс.

В РСА настаивают на том, что реформу ОСАГО необходимо продолжить. Эксперты отмечают, что снижение средней премии по ОСАГО объясняется возросшей конкуренцией на рынке, а постоянный рост средней выплаты настораживает. Бесконечно такая ситуация продолжаться не сможет: чтобы в системе не наступил дисбаланс, важно довести до конца начавшуюся реформу по индивидуализации тарифов. Необходимо тщательно сбалансировать отмену одних коэффициентов с добавлением новых, характеризующих стиль вождения, степень потенциальной опасности автовладельца для других участников дорожного движения и других.

- На фоне новости о снижении стоимости полиса ОСАГО многие не обращают внимания на изменения других показателей. Так, например, увеличилось количество договоров (+1,5%), количество заявленных (+4,7%) и урегулированных убытков (+3,9%), общий размер выплаченных возмещений (+6,6%), - отметил директор дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Виталий Княгиничев. - А показатель общих сборов по рынку, напротив, сократился на 4%. В этих условиях рынок все еще сохраняет потенциал к снижению средней премии, но при этом начинает "балансировать" на грани убыточности. Усиление таких факторов, как мошенничество, способно нарушить стабильность сегмента и даже привести к новому витку кризиса. Поэтому для сохранения текущей тенденции необходимо продолжать реализацию проекта либерализации.

Страховщики предложили повысить стоимость запчастей по ОСАГО

Второй этап реформы ОСАГО предполагал увеличение лимита выплат по ущербу жизни и здоровью в четыре раза, до 2 миллионов рублей, а также отмену коэффициентов территории и мощности при расчете тарифа. Вместо них планировалось ввести новый коэффициент, учитывающий манеру вождения и нарушения ПДД. Эти изменения, как ожидалось, позволили бы страховщикам сделать тарифы ОСАГО более индивидуальными и расширить тарифный коридор на 40%. Эксперты указывали, что такая конструкция сделает стоимость полиса более справедливой, и аккуратные водители не будут платить за лихачей.

Но рассмотрение законопроекта с этими изменениями в Госдуме, запланированное на середину октября, было перенесено. Депутаты во главе с председателем Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесли свой вариант изменений, которые вводят так называемый коэффициент нарушений ПДД. В случае неоднократных серьезных нарушений правил в течение года стоимость ОСАГО повышается. Речь идет о проезде на красный свет, превышении скорости более чем на 60 километров в час, выезде на "встречку", управлении автомобилем в состоянии опьянения.

"После дискуссии в парламенте, после обсуждения в администрации президента и с Банком России пришли к мнению, что расширение тарифного коридора и повышение страхового возмещения до 2 миллионов рублей может привести к существенному росту тарифов", - пояснил господин Аксаков "Интерфаксу". По его словам, индивидуализация тарифов с учетом соблюдения ПДД, количества дорожно-транспортных происшествий, иных критериев, характеризующих водителя - это главное, что должно обеспечить справедливость в тарифообразовании.

- В текущей версии законопроекта стоимость ОСАГО для "нарушителей" не может превышать трехкратное максимальное значение базовой ставки, установленное ЦБ для категории транспорта, - указал Виталий Княгиничев. - Что касается потенциала данной меры - на наш взгляд, введение коэффициента станет шагом на пути к индивидуализации тарифа. Ведь не секрет, что в ОСАГО давно сложилась ситуация, когда добросовестные автолюбители вынуждены переплачивать за аварийных. Главное - обеспечить бесперебойный доступ страховщиков к данным о нарушениях, что потребует синхронизацию баз данных и "тонкие настройки" систем.

Похмелкин: Приобретая полис ОСАГО, не стоит иметь дело с посредниками

Сейчас РСА разрабатывает в своей IT-системе "витрину" для Банка России, чтобы регулятор имел оперативный доступ к актуальным статистическим данным по ОСАГО и мог оперативно отслеживать динамику различных показателей. Об этом в октябре "Российской газете" рассказал исполнительный директор союза Евгений Уфимцев.

С 1 апреля 2020 года РСА добавит в IT-систему функционал, позволяющий бороться с распространенными мошенническими практиками по ОСАГО. Благодаря этому уйдет в прошлое проблема "фиктивных мотоциклов", когда при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль мошенниками в качестве марки транспортного средства указывались мотоциклы или мопеды, базовый тариф по которым ниже. А местом регистрации транспортного средства указывался регион с низким территориальным коэффициентом. Это позволяло сделать полис в несколько раз дешевле.

Как правило, его оформлением занимается "помощник", который разницу между действительной стоимостью полиса, полученной им от автовладельца, и оплаченной им по полученному при помощи таких манипуляций низкому тарифу кладет себе в карман. С таким полисом можно пройти проверку ГИБДД, но получить возмещение по нему невозможно.

Стартует новый этап реформы ОСАГО
Страхование Страхование