При этом только примерно десятая часть отечественных компаний, по данным SuperJob, проводит профориентацию для детей и молодежи, а почти половина фирм не заинтересована в профориентации даже детей своих сотрудников.
Сегодня в России почти 34 миллиона человек выполняют работу, не обладая нужной квалификацией. Чем значительнее это несоответствие, тем ниже производительность труда. Глобальные же потери производительности из-за несоответствия навыков достигают 6 процентов, это приводит к потере 5 триллионов долларов мирового ВВП.
Вообще у среднестатистического ребенка ограниченное количество профессий в окружении: работа родителей и их друзей, учителя, врачи, водители транспорта, продавцы в магазине, спортивные тренеры. Это все, с кем ребенок сталкивается в повседневной жизни. Он не видит конструкторов ракетных двигателей, детективов, шеф-поваров, журналистов. С появлением интернета ситуация изменилась, но настоящую профориентацию YouTube не заменит.
"Часто все сводится к тому, что ребенок выбирает специальность по принципу "какой предмет в школе больше нравится", а это значит, что профессии, про которые в школе не рассказывают, могут остаться за полем внимания ребенка. Это одна из причин, почему в каких-то областях специалистов меньше, чем в других", - говорит Вера Кузубов, президент Фонда поддержки школьной профессиональной ориентации "Зеленая кисточка".
Что здесь можно сделать? Все-таки многие крупные корпорации уже давно и успешно занимаются детьми и молодежью. Есть примеры. Академия "Ростеха" на базе индустриального кластера "Октава" в Туле провела мероприятие для сотрудников предприятий "Ростеха" и их семей - День открытых возможностей PRO будущее. Встречу посетили более 700 человек. Для детей провели мастер-классы, экскурсии, профориентационные программы, научные квесты, молодежь знакомили с работой промышленных предприятий и компетенциями будущего.
"Сейчас предприятиям нужно буквально выращивать для себя кадры. Иногда приходится это делать с детского сада. Такой проект, например, готовит КАМАЗ в Набережных Челнах. Актуальнее это для небольших городов, где молодежь просто не хочет идти работать на завод", - говорит Елена Романова, гендиректор Академии "Ростеха".
Есть федеральная сеть детских технопарков "Кванториум". Это инкубаторы новой инженерной мысли, где школьники от 10 до 18 лет обучаются перспективным естественно-научным и техническим направлениям и осваивают инженерные навыки. Предприятия помогают создать инфраструктуру технопарков и курируют научные изыскания детей. В 62 регионах России открыто около 90 таких технопарков.
У "Лаборатории Касперского" есть несколько этапов профориентации. Городская программа "День без турникетов", когда компания показывает всем желающим офис: чем занимаются сотрудники, как устроен их рабочий день. Часто туда приходят школьники вместе с учителями.
Второй этап: федеральный образовательный проект, к которому компания присоединились, - "Урок цифры". Школьников всех возрастов знакомят с миром технологий через интерактивные уроки и на онлайн-тренажерах. Уроки адаптируются под возраст детей. Среди тематик - большие данные, искусственный интеллект, то есть все, что сейчас на пике востребованности.
На базе московской школы № 1409 есть проект "Математическая вертикаль Касперского". Для него разработан специальный образовательный курс с акцентом на программирование и информационную безопасность. Занятия по курсу для учеников 7-11-х классов.
"Наши эксперты уже ведут у школьников семинары по основам программирования и отдельным языкам (С++), алгоритмам, криптографическим методам защиты информации и другим аспектам информационной безопасности", - говорит Евгения Русских, менеджер образовательных программ "Лаборатории Касперского".
Современные школьники находятся в непростой ситуации, многие из тех профессий, которые будут востребованы на момент их выпуска из вуза, сейчас или не существуют, или только формируются. Родители уже вряд ли могут помочь детям в выборе профессии. Но есть некоторые тренды. В конце 2000-х было популярно учиться на экономиста, финансиста, юриста. Сейчас "на пике" IT-профессии: программирование, искусственный интеллект, робототехника. Через 10 лет, предполагают эксперты, будут популярны и востребованы экологические профессии. "Чтобы эффективно выявлять и развивать таланты детей, нужно просто дать им понятную и качественную информацию: на какие производства можно сходить на экскурсии, в каких офисах попробовать себя в новой роли, где можно расспросить молодых специалистов об их трудовых буднях", - говорит Ирина Петрова, директор по персоналу Coca-Cola HBC Россия.
Coca-Cola приглашает старшеклассников на дни карьеры - это знакомство с компанией в формате дня открытых дверей на заводах. Детям проводят экскурсии, HR-специалисты читают лекции по профориентации. Студентов компания зовет на разные образовательные проекты. Например, интенсив "Школа Coca-Cola". Там студенты могут получить "дорожную карту" по построению успешной карьеры. Еще компания отбирает самых активных и амбициозных ребят, они становятся представителями фирмы в своем вузе. Есть обучающая программа: студенты объединяются в команды в своих вузах и удаленно решают задачи от компании - лидерские, организационные, творческие, зарабатывают баллы. Команда-лидер получает приз. В 2019 году это поездка на Байкал.
Холдинг "Росэлектроника" создал интерактивный карьерный навигатор. В онлайн с помощью специальной программы ребенок может построить индивидуальную карьерную траекторию. Есть виртуальная экскурсия на предприятие: можно увидеть производственные цеха, рабочие процессы и условия труда. Система выдает список вузов, которые готовят специалистов по выбранной специальности, перечень экзаменов для поступления, информацию о проходных баллах по ЕГЭ за последние годы.